Здоровьесберегающие технологии в профилактике нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников
Здоровьесберегающие технологии в профилактике нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников
Автор: Логвинов Михаил Валерьевич
МБДОУ “Детский сад № 10″, г. Орёл
Аннотация. В статье описываются цели, задачи, принципы и виды здоровьесберегающих технологий для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников, приводится описание работы с родителями и воспитателями по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Ключевые слова. Здоровьесберегающие технологии, профилактика плоскостопия, опорно-двигательный аппарат.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Как известно, у развивающегося дошкольника организма, осанка не остается всегда неизменной и может нарушаться при различных условиях. Очень сильно изменяется осанка в дошкольном возрасте, когда опорно-двигательный аппарат еще только развивается. Формирование осанки, является, главной задачей физического воспитания дошкольника. Этот процесс также связан с состоянием скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы. Увидеть возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению.
Поэтому нужно строго соблюдать гигиенический режим (обеспечение хорошей освещенности, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, режим сна и отдыха, полноценное питание, закаливание). Обязательно наблюдать за положением тела каждого ребенка, особенно при выполнения различных упражнений на занятий физической культуры. Только совместными усилиями ДОО, семьи и медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Для правильного развития опорно-двигательного аппарата у дошкольников используют систему программ, методов, приемов, методов организации образовательного процесса, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Цели: соучастие физическому развитию; укрепление и поддержка здоровья; формирование правильной осанки, ее исправление; профилактика плоскостопия.
Задачи:
— развивать физические качества (сила, ловкость, выносливость, быстрота, гибкость), двигательные умения и навыки;
— формировать правильную осанку и свод стопы, укреплять мышечный корсет, желание самостоятельно заниматься упражнениями для профилактики заболевания опорно-двигательного аппарата;
— выработать силовую и общую выносливость мышц туловища; нормализовать начальный тонус мышц;
— познакомить с здоровым образом жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
— Принцип “Не навреди!” – все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
— Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
— Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Рассмотрим виды здоровьесберегающих технологий для формирования опорно-двигательного аппарата.
Упражнения на формирование правильной осанки.
В формировании правильной осанки большую роль играет равномерное развитие мышц и правильное распределение мышечной тяги. Поэтому в каждый комплекс утренней гимнастики необходимо включать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа на животе, спине и др.
Эти упражнения укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса.
Для формирования правильной осанки и профилактики е нарушения в процессе занятий физкультурой, утренней гимнастики и физкультминуток можно использовать: прогибание спины с обручем или мячом в руках, наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания, стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны, вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх, лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьбу с удержанием на голове груза и сохранением правильной осанки и др.
Упражнения на равновесие.
Способность держать равновесие для многих не имеет никакой ценности, в отличие от повышения силы или увеличения массы. Действительно, для таких целей удержание баланса – трата лишних калорий, и только на первый взгляд вовсе бесполезная. В любом возрасте, независимо от занятий спортом, развитие равновесия дает много преимуществ для общей физической формы, даже здоровья и сохранения жизни. Дальше рассмотрим преимущества упражнений для баланса подробнее.
Для формирования правильной осанки очень важны упражнения на равновесие: ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, по гимнастической рейке, а также с инвентарем, который помогает контролировать правильность выполнения упражнения.
Дыхательная гимнастика.
Немаловажное значение для воспитания правильной осанки имеет формирование навыка правильного дыхания, умения произвольно управлять им. Ритмичное дыхание в сочетании с эмоциональными факторами повышает работоспособность организма, ускоряет восстановительные процессы, нормализует кислородный режим. Дыхательная гимнастика влияет на многое в организме, от психического состояния до вегетососудистой системы, но необходимо правильно подобрать себе комплекс упражнений, для достижения максимального эффекта.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
Наряду с хождением босиком в повседневной работе с детьми используют массаж стоп с по специализированного оборудования (корригирующие мощью и следовые дорожки, «кочки» и др.) и различные виды корригирующей ходьбы (на носках, пятках, внешних сторонах стоп с поджиманием пальцев ног и чередованием с обычной ходьбой).
Упражнения на релаксацию Использую в своей практике упражнения на расслабление определенных частей тела.
Вместе с воспитателями и родителями воспитанников: проводим открытые мероприятия, открыты - занятия, консультации, готовим информационные стенды, пропагандируем здоровый образ жизни. Регулярное использование здоровье-сберегающих технологий, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, устраняет нарушения опорно-двигательного аппарата. Дошкольники учатся управлять своим телом, у них развивается координация движения, суставы и мышцы становятся более эластичными и упругими . Формируются правильная осанка и уверенность в движениях. Осуществляется профилактика плоскостопия, простудных заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшается настроение.
Литература:
1. Горбатенко О.Ф, Кардаильская Т.А, Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Волгоград, 2008.
2. Вареник Е.Н. – Физкультурное - оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Громова С.П. Здоровый дошкольник. Калининград, 1997. Оздоровление детей в условиях детского сада / Под ред. Л.В. Кочетковой. М., 2007.
4. Голубева Л.Г. – Гимнастика и массаж для самых маленьких: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.