Вариативное использование нетрадиционных методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста
Вариативное использование нетрадиционных методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста
Автор: Шевцова Татьяна Михайловна
МБДОУ «Детский сад № 26 общеразвивающего вида»
Аннотация: Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с новыми формами, методами и приемами работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: развитие речи, нетрадиционные приёмы, дошкольники.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Технологии развития речи.
Традиционные: образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание и т.д.
Инновационные: формирующие творческие способности, развивающие нестандартное видение мира, новое мышление.
• Мнемотехника
• Синквейн.
• Техника друдлы.
• Речевые игры.
• Различные виды терапий (сказкотерапия, кляксотерапия и др.)
• Метод оживления предметов.
• Составление рассказов-фантазий (технология ТРИЗ)
• Образовательная эвристика (когнитивные и креативные методы).
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, развивает кругозор, развивает все стороны речи.
Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов.
Синквейн.
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма.
Синквейн применяется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Правила составления синквейна:
1 строчка - одно существительное;
2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
5 строчка - одно.
Техника друдлы.
Друдлы – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах.
Это черно-белые картинки загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Самый лучший ответ – тот, который мало кому придет в голову, но услышав его рисунок, кажется очевидным. Смысл друдлов, придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке.
Нетрадиционные речевые игры:
Нужны такие приёмы, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи – «развивай свою речь» — и одновременно служили бы этой цели. Детям ближе всего игра, поэтому часто используются речевые игры.
«Шкатулка сказок»
В шкатулке лежат цветные кружки. Воспитатель открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!»
Дети по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, но ним затем легко восстановить сказку.
Достали красный – это костёр, жёлтый – это цыплёнок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру».
Достали чёрный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыплёнок обожжёт перья. Полила она костёр дождём, он и погас».
Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать чем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошина.
«Бывает – не бывает»
Дети придумывают разные предложения:
«Выпал снег. Поезд отправляется в 12 часов. Волк залез на дерево».
Хором утверждаем: бывает это или не бывает.
«Сочиняй-ка»
Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обёртке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.
Сказкотерапия.
Задачи сказкотерапии:
Развитие слухового и зрительного внимания.
Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Развитие аналитических способностей.
Развитие фантазии и творческого воображения.
Снятие эмоционального и физического напряжения.
Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков.
Используются следующие виды работы над сказкой:
«Салат из сказок» (смешивание разных сказок)
«Что будет, если …?» (сюжет задаёт педагог)
«Изменение характера персонажей» (старая сказка на новый лад)
«Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры
«Тематические сказки» (цветочные, ягодные и т.д.)
Кляксотерапия.
Педагог размешивает краски, капает на лист бумаги, дает пятну растечься. В получившейся фигуре каждый ребенок увидит что-то свое, о чем непременно поведает всему коллективу детей и воспитателю.
Задача педагога состоит в том, чтобы ребенок максимально образно рассказал о том, что он видит.
Метод оживления предметов.
Детям раздаются карточки с изображением различных предметов.
Педагог задает начальную фразу рассказа. Дети должны встать в нужной логической последовательности, чтобы получился связный текст, как бы оживляя образы на картинке.
Например:
У детей карточки с изображением мамы и папы, машины, яиц, колбасы и т.д.
Педагог говорит: «Однажды мама и папа решили испечь пирог, но продуктов дома не оказалось …»
Задача детей выстроить логическую цепочку и составить краткий рассказ при помощи себя и картинок.
Составление рассказов-фантазий.
Целью использования ТРИЗ-технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; развитию речи и творческого воображения.
Цели обучения составлению рассказов-фантазий: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых прием фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания.
Для обучения составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник".
1. Волшебник «Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
2. Волшебник «Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается).
3. Волшебник «Оживления-Окаменения» (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
4. Волшебник «Могу Все- Могу Только» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
5. Волшебник «Наоборот» (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное)
6. Волшебник «Времени» (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени).
Образовательная эвристика.
Образовательная эвристика акцентирована не только на становление воспитанника, но и на развитии всех компонентов его образовательной траектории.
Воспитанник ставит свои собственные образовательные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, чем обеспечивает личностную сущность и значимость, вариативность своего образования.
Методами эвристики являются когнитивные, креативные методы.
Когнитивные методы.
«Вживание (эмпатия)» – «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мыслительных представлений и познание его изнутри. Педагог помогает этому процессу, применяя словесные рекомендации: «Представь себе, что ты - буква «А». Какая ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Что тебе нравится делать?»
«Образное видение» - эмоционально-образное исследование изучаемого объекта. Предлагается, например, глядя на букву «К», нарисовать, на что она похожа.
Креативные методы.
Метод придумывания – способ создания неизвестного ранее продукта. Предлагается сочинить пословицу, рифму, сюжет и т.д.
Метод «Если бы …»: детям дается утверждение, меняющее привычную картину мира, и предлагается описать результаты такого изменения.
В результате занятий с применением современных образовательных технологий, у ребенка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Представленные направления определяют педагогу сопровождающую позицию, т.е. предполагают возможность выбора детьми собственного пути решения образовательных и воспитательных задач и продвижения по нему в соответствии со своими особенностями, ведут к сохранению уникальности, разноуровневости и разноплановости дошкольников в сфере знания.
Список литературы:
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008г.
2. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2000г.
3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир! М.«Баласс», 2000г.
4. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004г.
5. Душка Н. «Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5, 2005г.
6. Малетина Н.С., Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание, 2004г.
7. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед, 2008г.