Музыкально-театрализованная деятельность в синтезе с игрой на детских музыкальных и шумовых инструментах
Музыкально-театрализованная деятельность в синтезе с игрой на детских музыкальных и шумовых инструментах
Автор: Большакова Наталья Васильевна
МБДОУ «ДСКВ № 72», Братск
В течении нескольких лет я провожу целенаправленную работу по теме “Развитие музыкально-творческих способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах”.
Как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности я занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждая организованная учебная деятельность была интересной для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
На протяжении нескольких лет я веду углубленную работу по своей теме, используя и элементы концепции Карла Орфа – его элементарное музицирование с дошкольниками: ритмодекламации, пальчиковые игры, фонопедические упражнения и речевые игры. Так же изучала программу Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» на основе концепции К. Орфа.
Игра на музыкальных и самодельных шумовых инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных и шумовых инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Игру на музыкальных и шумовых инструментах можно использовать в самых различных условиях:
- музыкальные занятия
- театральная деятельность
- выступления на праздниках.
В разных видах деятельности:
- пение
- слушание музыки
- движение.
Давно известно, что для музыкального творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому одно из главных условий успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким музыкальным творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что музыкальное творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается, (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.
Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.
Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.
Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных и шумовых инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой - либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.
Творческие способности у детей проявляются и развиваются и на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Несколько лет назад у меня родился весьма смелый и интересный замысел: попробовать свои силы в создании целого спектакля - этому предшествовала длительная и довольно кропотливая работа, в ходе которой я постепенно знакомила детей с тем, как рождается музыкальный спектакль.
Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель: сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами. Ведь музыкальный спектакль для детей - это тоже игра веселая и интересная. Каждый сценарий стараюсь писать на основе одной или тематике нескольких сказок. Постепенно эта сказка обрастает, как снежный ком, куда вставляются песни, постановка танцев, юмористические сценки и конечно, игра на детских музыкальных инструментах. Главное – какую идею она несет. Сценарные разработки я условно назвала музыкальными фантазиями на сказочные темы, в основе которых лежит сюжетная линия, объединяющая действующих персонажей и весь музыкальный и игровой материал в одно целое.
Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку. Вместе с детьми участвуют и взрослые – воспитатели, узкие специалисты, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.
Так, я сделала новогодние утренники, объединенные одной сказкой «Туфельки Снегурочки» и «Волшебная лампа Аладдина» в старших группах, а в средней - «Рукавички Деда Мороза». Эти постановки явились итогом определенного этапа работы. Спектакли получились совершенно иными: дети находили новые краски в создании образов, сами импровизировали танцевальные движения, которыми я добавляла наши танцы. Некоторую трудность представляло распределение ролей, но благодаря умению и такту педагогов, желающие могли попробовать себя в разных ролях, и только сообща, дети и взрослые наиболее непосредственно и удачно создавали образ того, или иного героя сказки. Каждому ребенку была подобрана роль в соответствии с его речевыми и творческими возможностями.
Когда я начинала работать по театрализованной деятельности, ведущими и главными героями в сказку были поставлены чаще всего воспитатели, то сейчас я от этого отошла. Почти весь праздник ведут сами дети, а воспитатели выступают в роли суфлеров и в проведении игр. Надо видеть, какая гордость у детей, когда они самостоятельно ведут праздник.
Безусловно, что-то получается, что-то нет, на то они и творческие способности. Но я уверена, что сказочная образно-игровая форма наиболее эффективна и ценна именно в дошкольном возрасте.
Чтобы разнообразить и украсить свои спектакли, я пришла к мысли о соединении театрализованной деятельности и игры на детских музыкальных инструментах. Я включала исполнительство во все виды музыкальной деятельности детей: мы слушали игру на инструментах в живом исполнении и в аудиозаписи, играли на инструментах в проигрыши в песнях, в музыкальных играх, ставили танцы с использованием музыкальных инструментов, играли как оркестровые произведения, так и сопровождали игрой на инструментах песни и пьесы в аудиозаписях. Это позволило соединить два таких крупных направления в детской музыкальной деятельности, как театрализация и исполнительство и взаимодополнить друг друга.
Теперь мы знакомимся с инструментами при исполнении небольших сценок или сказок, разыгрываемых непосредственно детьми. Это откладывается в памяти намного глубже, чем просто я бы показала картинку с инструментом, и мы послушали его звучание.
Результаты моих творческих экспериментов и поисков показали, что в единстве музыкально-театрализованной и исполнительской деятельности развиваются все основные музыкальные способности. Особенно характерно усиление эмоциональной отзывчивости на музыкальный материал, музыкальных движений и творческих навыков, создаётся положительно-эмоциональное настроение у детей, что является основой для формирования интереса к вышеназванной деятельности.
Я пришла к выводу о значимости музыкально-театрализованной деятельности в синтезе с игрой на детских музыкальных и шумовых инструментах, в развитии музыкально - творческих способностей и их влиянии на гармоничное развитие личности дошкольников, основанном на движении от внешнего восприятия к внутреннему сопереживанию через эмоциональную активность, эмоциональную оценку и творческое проявление способностей ребенка, и самое главное - чувство радости, рождающееся у детей на занятиях.