Памятка для воспитателей по оснащению коррекционного уголка в группе
Памятка для воспитателей по оснащению коррекционного уголка в группе
Авторы: Маслова Алла Юрьевна,
Тихомирова Маргарита Юрьевна,
Моисеева Мария Алексеевна
МК ДОУ «Детский сад № 229», г. Новокузнецк, Россия.
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
Работа по развитию и коррекции речи дошкольников — одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Поэтому создание условий для предотвращения и исправления речевых расстройств у малышей — важный принцип оформления логопедической зоны (коррекционного уголка, речевого центра) предметно-развивающей среды группы. При этом окружающая обстановка должна быть не только познавательной, развивающей, но и эстетически оформленной, а главное, комфортной.
Роль логопедического центра заключается в:
- Обогащении эмоционального и практического опыта установления контакта ребёнком со сверстниками, взрослым (для игр, выполнения заданий в группе, детям необходимо общение, то есть работа в речевом уголке стимулирует развитие устной речи, навыков коммуникации);
- Включении ребят в познавательную активность (благодаря разнообразному наполнению уголка, малыши имеют возможность работать с материалами, которые им кажутся занимательными на данном этапе развития);
- Стимуляции инициативности (ребята с большим удовольствием рассматривают пособия в уголке, играют с игрушками, придумывая новые способы взаимодействия с ними).
Цели и задачи создания центра:
- В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием. Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:
- программой, по которой работает ДОУ и конкретная группа (например, если в детском саду есть логопедические группы, то предметно-развивающая зона будет не только больше в смысле занимаемой площади, но и многообразнее по содержанию);
- Физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте (так, например, в младшей и средней группах в работе учитывается очерёдность освоения звуков — а, о, э, п, м, б в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й в 2–4 года).
Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:
- Тренировка мелкой моторики для полноценного и своевременного развития связной осознанной речи при помощи специальных тренажёров (шнуровок, волчков и пр.);
- Стимулирование речевого аппарата для произнесения согласных звуков, различающихся по месту преграды, которую встречает воздушный поток (особенно, переднеязычные нёбные звуки ш, ж, р, ч и переднеязычные зубные л, з, с);
- Овладение навыком правильного вдоха-выдоха в процессе речевого акта с помощью дыхательной гимнастики (важно для произнесения согласных, требующих определённой направленности воздушного потока к месту преграды)
- Развитие логического мышления, внимания, умения находить причинно-следственные связи;
- Отработка звукопроизношения (при разучивании чисто говорок и скороговорок);
- развитие фонематического слуха (дети понимают значения слов из стихотворений, сказок, воспринимаемых на слух);
- Освоение принципов грамматического строя языка в играх (например, образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффиксов -чка-, -онк- и др., а также изучение синтаксических норм, в частности, правил построения предложений).
Оформление логопедического уголка
Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Обязательными элементами речевого уголка являются:
- Зеркало с лампой дополнительного освещения, жалюзи. Дети, разрабатывая артикуляционный аппарат, должны не только слышать, как произносится звук, но и видеть положение органов речи. И для обеспечения этого условия без зеркала не обойтись.
- Стеллажи или этажерка для пособий.
- 2-3 стульчика.
- Стол.
- Игровой, дидактический и наглядный материал.
Все обучающие пособия должны соответствовать возрастным речевым особенностям детей, а также структуре речевых нарушений (если речь идёт о специальной логопедической группе).
Обновление материала связано с изучаемой лексической темой, но, как правило, происходит еженедельно.
В младших, средней группах в логопедическом центре располагают игрушку — постоянного обитателя уголка, который помогает снять речевой негативизм, преодолеть стеснительность, неуверенность, а также стимулирует интерес и побуждает малышей говорить.
Игрушку для речевого уголка следует выбирать по определённым параметрам. Прежде всего, у неё должен быть подвижный язычок, на примере которого можно будет показывать детям положение органов артикуляции. Одежда персонажа должна быть с липучками, пуговицами, кнопками, чтобы, одевая — раздевая персонажа, малыши тренировали мелкую моторику. Кроме того, наряд должен быть из разных по цвету и текстуре тканей — это поможет детям учиться характеризовать материалы по свойствам и оттенкам. А для скорейшего освоения навыка ориентации в схеме тела, окажется кстати, если у игрушки будут подвижные ручки и ножки.
Критерии оснащения коррекционного уголка при подборе дидактического материала:
- Наполняемость уголка;
- Разнообразие материала;
- Соответствие возрасту;
- Доступность;
- Системность;
- Эстетика оформления;
- Ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка);
- Ведение отчётной документации (заполнение тетрадей взаимосвязи, учёта фронтальной непрерывной коррекционно-образовательной деятельности логопеда и тифлопедагога)
Содержание должно определяться в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.
Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке.
В зависимости от лексической темы, игровой и дидактический материал заменяется в коррекционном уголке еженедельно. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор.
Оформление уголка должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и само регуляции. Такая игрушка должны быть многофункциональна.
Необходимо систематизировать дидактический, наглядный материал с учётом цифровой нумерации по разделам логопедической работы и цветовой гаммы «Радуга».
Каждая дидактическая игра должна иметь название, цель и описание игры.
Судя из перечня материалов можно сделать вывод о том, что основной вид деятельности в речевом уголке — игра, что совершенно оправдано, так как это основной вид активности у ребят 1,5–7 лет. Однако, кроме дидактических забав, в речевом центре с помощью имеющихся наглядных пособий проводятся:
- Артикуляционные тренировки;
- Пальчиковые игры;
- Упражнения для выработки правильного дыхания;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Художественно-творческие виды работ как элемент практической деятельности.
Творческие задания помогают ребятам лучше усвоить дидактический материал, отработать речевые навыки и умения, а также проявить свою креативность.
Содержание речевого уголка:
1. Картотека артикуляционных упражнений.
Предметные картинки-опоры, картинки, фото артикуляционных укладов; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Комплект зеркал (с ручкой или на подставке для каждого ребёнка).
2. Картотека дыхательных упражнений.
Игрушки, тренажёры для развития дыхания («Сдуй листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»); лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
3. Картотека пальчиковых игр.
Массажные коврики, мячики, Су-джок (по количеству детей) и картотека упражнений с ними, прищепки, трафареты; пальчиковые игры по лексическим темам; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв); упражнения на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и другое.
4. Картотека для формирования произносительной стороны речи.
Звуковые дорожки, картотека предметных картинок, игры на автоматизацию звуков («Логопедическое лото», «Логопедическое домино» и другое.), картотека альбомов, книг по автоматизации и дифференциации звуков.
5. Картотека дидактических игр для обогащения словаря.
Предметные картинки по лексическим темам, «Четвёртый лишний», «Слова-антонимы», «Кому, что нужно» (профессии) и другое.
6. Картотека дидактических игр для развития лексико-грамматического строя речи.
Обучение различным способам словообразования, словоизменения, формирование грамматически правильной речи, символы предлогов, (игры «Чей хвост?», «Назови ласково», «Один-много», «Соотнеси картинку с предлогом») и другое.
7. Картотека дидактических игр для развития связной речи.
Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок; разные виды театра; библиотека детских книг, мнемотаблицы, схемы для составления предложений, игры с предлогами и другое. («Угадай по описанию», «Составить рассказ», «Составить рассказ по опорным картинкам») и другое.
8. Картотека дидактического материала для обучения элементам грамоты.
Касса букв демонстрационная, кассы букв индивидуальные, кроссворды, ребусы, абаки, материал для выкладывания звукобуквенной модели слов, магнитная азбука, таблицы с материалом для чтения, книжки-малышки, буквари, карточки-названия различных предметов в групповой комнате. Игры: «Сложи слово», «Подбери слово к схеме», «Составить предложение по схеме», настольные игры с буквами и другие.
9. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам логопедической работы (Звукопроизношение, фонематический слух, словарь, лексико-грамматический строй речи, связная речь).
10. Картотека игр для развития фонематического восприятия.
Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: предметные, сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков; игры с парными карточками; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «орех» «перо»); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; модели слова, «Делим слова на слоги»; «Найди, что звучит»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Общий звук»; «Звуковые символы».
11. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (координация речи с движением).
Содержание коррекционного уголка для детей с нарушением зрения:
1. Картотека зрительных гимнастик.
В данной картотеке Вы найдете разные виды зрительных гимнастик, разделенные на лексические темы, которые вы можете использовать с детьми.
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах по 3-5 мин. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
2. Картотека дидактических игр по ориентировке в пространстве.
Картотека представляет собой набор игр для детей дошкольного возраста для развития умения ориентироваться в пространстве. Направлены игры на определении правой и левой стороны на собственном теле, с учётом точки отсчёта от предметов и от себя; правильно использовать пространственные понятия вверх, вниз, над, за, перед и другие.
3. Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия.
Картотека включает 4 блоков: развитие зрительного восприятия, слухового, обонятельного, осязательного.
· 1 блок дидактических игр для тренировки зрительной восприимчивости направлен на узнавание цвета, формы, величины.
· 2-й блок дидактических игр для развития слухового восприятия направлен на развитие слуха.
· 3-й блок: развиваем обоняние.
· 4-й блок: обогащаем тактильные ощущения.
4. Картотека дидактических игр по социально–бытовой ориентировке.
Дидактические направлены на обучения при работе над многими темами, особенно теми, в которых затруднено проведение практических работ по формированию умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Картотека дидактических игр для пред аппаратные подготовки.
Важной задачей является пред аппаратная подготовка, где удаётся сформировать и развить умение детей воспринимать сложные объекты и их изображения. Эта способность является залогом успешных занятий на офтальмологических аппаратах. Самым необходимым шагом пред аппаратного лечения детей с нарушением зрения является знакомство с таблицей картинок для исследования остроты зрения Орловой.
При работе на синоптофоре - использовать рассматривание и объемной игрушки – кошки, рассмотрев детали – уши, хвост и т.д. Необходимым считаю накладывание одного изображения на другое при использовании изображений на пленке, органическом стекле. Можно использовать игры, где есть объекты на совмещение не имеющие общих элементов и удерживание их глазами. Ритмически смещая объекты, относительно друг друга, на всё большие углы, добиваясь укрепления мышечного тонуса и снижение угла косоглазия.
Использование игр по правилам лото: Подбор предметных картинок к силуэтному изображению, к контурному изображению. Соединение цветных картинок с контурным изображением.
Макулотестер - формировать умение соотносить и подбирать предметы по величине на глаз без нарушения пропорций. Развивать координацию движений по схеме «глаз-рука». Учить целостно прослеживать контур предметов сложной конфигурации.
Таким образом, коррекционный центр в группе — важная часть предметно-развивающей среды, которая помогает педагогу максимально наглядно и интересно заниматься развитием речи и зрительных функций маленьких воспитанников. Вот почему при создании уголка коррекции необходимо не только учесть требования к его наполнению, но и подключить креативный подход к оформлению, создавая позитивный эмоциональный настрой у малышей и настраивая их на продуктивную работу.