Коммуникативное развитие

Дата публикации: 2019-12-23 21:18:03
Статью разместил(а):
Садовникова Марина Михайловна

Коммуникативное развитие

Автор: Садовникова Марина Михайловна

МБДОУ "Детский сад № 45 комбинированного вида "Ручеек", г. Коломна

 

Аннотация: В статье рассказывается о важности речевого развития у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено проблеме свободного речевого общения детей при различных видах нарушений речи.

Ключевые слова: коммуникация, развитие, дети.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В процессе коллективного труда создавалась сложная коммуникативная система речи.

Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.

Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков (нарастает их количественный состав, усложняется структура, совершенствуется качество). Чем правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Сложные, распространенные и длительно протекающие речевые нарушения у детей: заикание, дизартрия, ринолалия, алалия - характеризуются сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Данные речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребенка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию. Трудности общения дошкольников, страдающих стойкими нарушениями речи, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в групповом коллективе, дезадаптации, тревожности, которые препятствуют полноценному функционированию личности.

Как было отмечено, у детей с нормально развивающейся речью коммуникативные умения и навыки формируются последовательно на основе потребности в общении.

Изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи выявило наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживаний детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения. У детей с нарушениями речи навыки общения в нужном объеме и качестве спонтанно не образуются, и происходит процесс их формирования, как правило, в более поздние сроки. Можно ли надеяться на это позднее формирование, если учесть, что дети с нарушениями речевого развития пойдут в школу вместе со своими нормально развивающимися сверстниками? По-видимому, нужно искать какой-то более приемлемый путь. Специалистам представляется, что лучшим будет подход, при котором в педагогических целях ряд последовательно формирующихся умений и навыков сблизить во времени.

Условия реализации этого подхода заложены в самой сути логопедического воздействия, которое является процессом направленного формирования коммуникативных умений и навыков (с опорой на осознание и на образец, создаваемый логопедом).

Задача логопедов – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Дети с нарушениями развития речи обычно отстают в своих речевых возможностях от потребностей ведущей деятельности и, тем самым, от собственных потребностей, которые недостаточно стимулируют развитие речи. Логопедическое воздействие в этом плане располагает положительными возможностями перевода ведущей – игровой деятельности на уровень учебно-игровой деятельности: учебной по цели и игровой по характеру осуществления.

Исследования, посвященные изучению речи нормально говорящих детей раннего возраста, показали, что для успешного овладения словом требуется большое количество его повторений. Замечено, что, для того чтобы ребенок начал активно применять слово, ему необходимо услышать его от 70 до 90 раз (данные Г. М. Ляминой). Предполагается, что детям с речевыми нарушениями требуется не меньшее (а может быть, и большее) количество повторений нового слова.

Следует напомнить, что овладение предложением у детей вызывает значительные трудности, если при нормальном развитии речи дети начинают составлять предложения в возрасте около 2 лет, то при аномальном развитии – лишь после 3-4 и в редких случаях – после 5 лет. При переходе к фразовой речи необходимо сначала упражнять детей в ситуативной речи, т.е. учить их конструированию предложений в условиях наглядной ситуации, и только потом переходить к пользованию контекстной формой речи. Надо научить детей использовать все доступные им речевые средства при конструировании различных типов предложений до тех пор, пока само построение предложения (подбор нужного слова, выбор грамматической формы, нахождение слову места в предложении) не будет вызывать затруднений. Для полноты выражения мысли словесное общение может сочетаться с обращением к характерным для ситуативной речи невербальным средствам.

Дальнейшее усвоение речи ребенком состоит в переходе к рассказу.

Развитие навыков речевого общения протекает в специально организованных, но естественных для детей условиях. При этом инициатором общения в диалоге является взрослый (логопед или воспитатель). Сохраняя естественный характер диалогической речи, логопед не требует от детей развернутых ответов. При этом с первых дней обучения обращает внимание детей на употребление слов в правильной грамматической форме, т.е. проводится определенная работа по предупреждению аграмматизма.

Постепенно по мере овладения детьми коммуникативными навыками к ситуативной форме общения включается и контекстная речь. Конечным результатом обучения является овладение детьми умением пересказать небольшой рассказ.

Главной задачей специального обучения дошкольников является овладение ими навыками речевого общения. Ее решение предполагает развитие у детей понимание речи окружающих, накопление речевых средств (постепенное увеличение словарного запаса, а также уточнение и развитие значений слов, различение грамматических форм), усвоение различных форм общения (диалогическая – монологическая речь, ситуативная – контекстная речь).

Большое значение в решении задач по развитию речевой коммуникации приобретают формирование у детей чувства языка, развитие их языковой способности.

Развивая общение на основе речи, необходимо постоянно и одновременно решать две задачи; развивать у них понимание речи и формировать навыки активного использования в коммуникативных целях. Эти две задачи тесно связаны друг с другом. При этом развитие пассивной речи, т.е. ее понимания, опережает становление активной речи, ведет за собой ее развитие.

Процесс восприятия речи дошкольником нельзя рассматривать в отрыве от восприятия предмета, по поводу которого совершается общение. Для ребенка – дошкольника восприятие предмета – это, прежде всего ознакомление с ним: с его назначением, свойствами, деталями и т.д. До специального обучения знакомство ребенка имеющего речевое недоразвитие, с окружающим его предметным миром оказывается обедненным, поверхностным, т.к. он плохо понимает речь окружающих. Поэтому развитию понимания речи придается особое значение на протяжении всего обучения. Опираясь на наличие у детей познавательных интересов к предметам и явлениям окружающего мира, можно с самого начала обучения использовать рассказ о предмете для развития у них понимания речи. Рассказ взрослого о предмете знакомит детей с объектами реальной действительности и в то же время выступает как образец речи. Рассказ как образец речи используется на протяжении всего специального обучения детей вербальному общению. При этом постепенно усложняясь, он как бы ведет за собой развитие речи ребенка.

Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и вместе с тем изживание в ней ситуативных моментов.

Комплексное, поэтапное обучение навыкам общения с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов оказывает положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повышает эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

 

Литература:

1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

2. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-ов. пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., «Просвещение», 1973. - 272 с с ил.

3. Практикум по дошкольной логопедии. / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1988.

4. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994 г. – 344 с.

5. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. А. Основы логопедии. – М., 1989.

6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошкольное воспитание». – М..: Просвещение, 1989. – 239 с.