Театральная педагогика в условиях реализации ФГОС ДО

Дата публикации: 2020-10-07 14:08:45
Статью разместил(а):
Трубникова Вероника Вячеславовна

Театральная педагогика в условиях реализации ФГОС ДО

Автор: Трубникова Вероника Вячеславовна

МБОУ «Сиверская гимназия» (дошкольное отделение «Центр развития ребёнка»)

 

Аннотация: В этой статье автор излагает принципы реализации театрализованной деятельности в ДОО; отличия игр-драматизаций и режиссёрских игр от сюжетно-ролевых и игр с правилами. Так же автор статьи разбирается с основными классификациями игр и определяет специфику театрализованной деятельности в разных группах детского сада. Определение роли правильно организованной педагогом театрализованной деятельности в становлении личности ребенка - становится ключевым для автора представленного материала.

Ключевые слова: театрализованная деятельность в ДОО, классификация игр, личность ребёнка, нравственное развитие.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Значение и сущность театральной педагогики в ДОО

Особое значение в ДОО имеет театрализованная деятельность, которая является еще одним направлением в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Разные виды детского театра помогают сформировать модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Театр служит своего рода интегратором для остальных видов искусства.

Театр окружает ребенка во всех режимных моментах: непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, поэтому он так естественен для них.

Основоположником театральной педагогики был К.С. Станиславский, благодаря ему сформировалась система, основанная на принципах гуманизации, эстетизации творчества.

Развитие детей посредством театра 

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Театральная деятельность позволяет решить следующие задачи:

·        художественно-эстетическое образование детей;

·        нравственное воспитание;

·        развитие коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);

·        воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

·        создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.

Понимание того, зачем нужен театр человеку, становится основой дальнейшего осознания ценности для общества искусства в целом. Благодаря возможности сопереживать герою, действовать в воображаемых условиях, театрализованная деятельность является средством нравственного развития ребенка, которое помогает выделить эмоциональное отношение к событиям и действиям.

На чем строится театрализованная деятельность?

Основной вид театрализованной деятельности — это театрализованная игра.

Развитие способности успешно разрешать проблемные ситуации посредством нее происходит за счет умения увидеть, проанализировать, «продраматизировать» ситуацию с позиций разных персонажей, выделить свойства и условия ее разрешения.

Этот вид деятельности способствует еще и развитию произвольности, стимулирует переход к «опережающей» эмоциональной коррекции действий.

Занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, они помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Характеристика театрализованных игр

Театрализованная игра является одним из способов перехода к продуктивной эстетической деятельности. Они «представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом — сценарием игры».

Во время такой игры дети моделируют ситуации взаимодействия с другими людьми.

Театрализованная игра — это одна из наиболее удобных форм организации «опыта» проживания различных ситуаций, она помогает выразить отношение к этим ситуациям, обозначить их смысл в символической форме.

Особенность таких игр в том, они представляют собой воображение в наглядно-действенной форме. В них используется оба ключевых способа действия в дошкольном возрасте: моделирование и символизация. Ребенок использует один предмет как символ другого. Он принимает образ другого человека, героя через переодевание или через куклу.

Деятельность ребенка выражается различными символическими средствами (мимикой, пантомимой, графикой, речью, пением и др.).

Театрализованная игра обладает схожестью и с сюжетной игрой, и с игрой с правилами. Особенность театрализованной игры — литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.

Важно понимать, что наличие правил и четкого сюжета не отменяет творческих проявлений детей. Театрализованная деятельность так же, как и любая другая художественная, состоит из 3 этапов: восприятие, исполнение, творчество.

Творчество, как уже было сказано, возможно только на последнем этапе. Оно проявляется в правдивости изображения персонажа. Это базируется на понимании психологии персонажа, его поступков, состояния, чувств, действий. Глубина понимания определяется опытом ребенка, чем он богаче, тем более развитым воображением он обладает. Иными словами, возможность к творчеству через театр определяется уровнем общекультурного развития.

Классификация театрализованных игр

Существует множество различных классификаций театрализованных игр. Например, по обозначению персонажей: предметные (например, куклы) и непредметные (дети сами исполняют роли). Еще одна классификация делит игры на 2 типа: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности, исполняет роль и сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жестким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

В режиссерской игре ребенок не персонаж, он действует за игрушечного героя, становится сценаристом и режиссером. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта на другой. Сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет роли или сопровождает игру текстом. Это очень важно для дальнейшего формирования воображения.

Здесь ребенок также использует различные средства выразительности, однако преобладают интонация и мимика.

Выделяют следующие виды режиссерских игр:

1. Настольный театр игрушек.

2. Настольный театр картинок.

3. Стенд-книжка.

4. Фланелеграф.

5. Теневой театр.

Особенности содержания работы по развитию театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах ДОУ

Младшая группа

Дети не должны воспроизводить текст, поскольку речевые навыки еще не сложились в нужной степени. Они выполняют действия. Текст несколько раз читает воспитатель, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. Обучение в процессе выполнение действий роли проходит незаметно. Подобные игры также активизируют творческие способности. 

Детям нравятся игры с ролями знакомых животных.

Нужно обучить детей игровым действиям по образцу. Рекомендуем с этой целью проводить игру «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям («Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского), использовать потешки.

Интерес к театрализованным играм должен формировать педагог с помощью показа кукольных спектаклей. Ребенок будет хотеть включиться в спектакль, дополнить его, он фиксирует внимание на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить, похлопать в ладоши. Куклы затем можно использовать на занятиях и в повседневном общении. 

Педагог может использовать куклу для того, чтобы благодарить, хвалить детей, здороваться и прощаться с ними. В этот период дети постепенно осваивают различные игры-драматизации и настольный театр игрушек, пальчиковый театр и театр на фланелеграфе. Чтобы освоение проходило эффективно, необходимо развивать группы умений. Разберем какие. 

 Театрально-игровые умения:

1. Позиция «зритель» — умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам».

2. Позиция «артист» — умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

3. Взаимодействие с другими — умение играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Средняя группа

Ребенок начинает ориентироваться на зрителя, значимость приобретает процесс и результат, далее происходит освоение игр в группе из 5–7 сверстников с разными ролями (равноправие, подчинение, управление), воплощение целостного образа с эмоциями, настроением и их сменой.

Можно обратить внимание, на углубляющийся интерес к театрализованным играм, происходит его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, использовать пантомиму 2–4 действующих лиц.

Варианты упражнений: «Представь себя маленьким ёжиком (медвежонком, лисичкой и т.п.) и расскажи о себе».

Рекомендации по работе: С группой наиболее активных детей можно драматизировать простые сказки с использованием настольного театра, неактивных детей привлекать в драматизации с небольшим количеством действий.

Методы:

·        ведение рассказа от первого лица с сопровождением текста и движений;

·        настольный театр («Репка», «Теремок», «Колобок»; педагог может показывать более сложные «Два жадных медвежонка», «Лиса и гуси», «Лиса, заяц и петух»; для драматизации целесообразно использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку).

Расширение игр-драматизаций. В работе с детьми используются:

·        многоперсонажные игры-драматизации по текстам 2–3-частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);

·        игры-драматизации по рассказам на тему «Труд взрослых»;

·        постановка спектакля по произведению.

Режиссерские игры:

·        настольный театр игрушек;

·        вязаный или конусный театр,

·        театр плоскостных фигур;

·        куклы на гапите.

·        театр верховых кукол (с поэтапным введением ширмы);

·        театр ложки.

Дети сами практикуют пальчиковый театр с несложными действиями («Жили у бабуси»).

Появляются новые умения у дошкольников:

1. Позиция «зритель» —не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение артистов, благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-артистов).

2. Позиция «артист» —умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» в режиссерской театрализованной игре, имитируя различные действия.

3. Позиция «режиссер» —умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

4. Позиция «Оформитель спектакля» —умение определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления педагогом недостающих атрибутов для игры.

5. Взаимодействие с другими — умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций.

Необходимо развивать творческие способности, импровизацию. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по- разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

Старшая группа

Необходимо развивать детскую самостоятельность, образную выразительность, чувство партнерства.

Для развития воображения предлагаются задания: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок руками» и т.д.

Используются мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности.

Таким образом, реализуется интегративная связь с изобразительной деятельностью.

В старшей группе воспитатель может пробовать давать детям импровизационное построенное сюжета. Происходит переход к самовыражению через образ героя, игры, к комплексной позиции «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер». Ребенок постепенно приобщается к театральной культуре. В это время воспитатель может знакомить его с историей театра, деятельностью его работников, видами и жанрами театрального искусства.

Освоение новых игр-драматизаций на основе коллажа из нескольких произведений.

Среди режиссерских игр осваиваются игры с марионетками, куклами «живой рукой» и тростевых кукол. В текстах для постановок появляется более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, но по-прежнему используются русские народные сказки-басни о животных.

Рассмотрим, как развиваются специальные умения в этом возрасте:

1. Позиция «зритель» — умный, добрый советчик.

2. Позиция «артист» — развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

3. Позиция «режиссер — сценарист» — способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

4. Позиция «оформитель-костюмер» — способность обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители, самостоятельно изготовленные атрибуты, элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения.

5. Взаимодействие с другими — использование позитивных приемов общения, анализ результатов постановки.

Подготовительная к школе группа.

Именно здесь игра-драматизация наконец становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи — куклы, послушные ребенку.

Основой этой деятельности является по-прежнему литературное произведение, которое требует более серьезного разбора. Здесь можно использовать прием «нравственной лесенки». Суть приема заключается в расположении детьми героев спектакля на лесенке по степени личной симпатии к ним.

Воспитатель должен применять подготовительные упражнения, активизирующие творчество, подготавливающие к осознанию сущности спектакля, формирующие умение играть роль, обеспечивающие постепенное усложнение заданий; их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.

Разберем типы применяемых упражнений:

1 тип — для развития внимания и воображения.

2 тип — направлен на формирование умение:

·        распознавать (в том числе по рисункам и выражению лица) и выражать эмоциональные состояния с помощью интонации;

·        находить художественные средства для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики;

·        выделять внешнее проявление эмоциональных состояний по позам и принимать их в соответствии с настроением, характером героя;

·        определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок;

·        подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику.

3 тип — формирует умения:

·        психологически настроиться на выполнение действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты;

·        тренирует способность изменять переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства легкости, холода, тепла и др.

При обучении детей средствам выразительности речи рекомендуется использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик и предоставляющие ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа.

В начале можно использовать фрагменты сказок в виде упражнений. Например, попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Далее усложнить задание: предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого.

Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности, диафильмам, кукольным спектаклям. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Организация педагогом театрализованной деятельности

Организация театральной деятельности в ДОО требует от педагога специальных умений и учета некоторых факторов.

В первую очередь, педагог должен иметь четкие представления об этапах подготовки и специфики спектакля как формы театрализованной деятельности.

В ходе подготовки рекомендуется соблюдать несколько основных правил:

·        не перегружать детей;

·        не навязывать своего мнения;

·        не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

·        предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Необходимо обеспечить эмоциональный подъем при знакомстве с пьесой, стимулировать интерес к ней.

Чаще всего в качестве источника используется сказка.

Разберем план работы над сказкой с детьми. 

Когда начинается этап репетиций один и тот же отрывок исполняется разными детьми. Здесь педагог помогает уточнить обстоятельства каждого эпизода и подчеркивает мотивы поведения действующих лиц. Дети, наблюдая за действиями персонажа у разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

Ребенок в дошкольном возрасте всегда играет самого себя, он не способен перевоплощаться, переживать чувства другого человека. Он обращается к собственному опыту, когда пытается понять эмоции героя. Воспитатель не должен навязывать образцы поведения, но подсказать припомнить жизненный эпизод вполне. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным. Важно добиваться взаимодействия с партнерами, развивать умение слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Самый непродолжительный этап — это репетиция целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными атрибутами, то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, помогающие в создании образа. Она проходит с музыкальным сопровождением, уточняется темпо-ритм спектакля. Здесь необходимо закрепить обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. Желательно проводить не больше 3 репетиций всего спектакля.

Заключительный этап — повтор. Детям полезны период подготовки спектакля и возможность играть его как можно дольше и чаще. Если они понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, это уже элемент творческой импровизации. Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей меняется, благодаря их индивидуальности.

Что же конкретно делает педагог во время организации театрализованной деятельности в ДОО?

Педагогическое руководство включает:

·        воспитание у ребенка основ общей культуры;

·        приобщение детей к искусству театра;

·        развитие творческой активности и игровых умений детей.

Методические рекомендации к организации театральных занятий

Требования к организации театрализованных игр:

1. Разнообразие тематики.

2. Ежедневное включение театрализованных игр в образовательный процесс наравне с сюжетно-ролевыми.

3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

5. Подготовленность и заинтересованность педагогов. Все игры и упражнения на занятии подобраны в сочетании с движениями, речью, мимикой, пантомимой в различных вариациях.

Какие ситуации можно разрешить с помощью театрализованной деятельности.

1. Погружение в сказку через формы выражения. Воспитатель старается указать на «волшебность» обыденных предметов быта, привлекает внимание с помощью вопросов, например, «Может, в этой миске испекли колобка?» и др.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Через беседу после дети идентифицируют персонажей, их чувства, пробуют соотнести их с собственными эмоциями.

3. Проигрывание отрывков с пояснениями педагога нравственных качеств и мотивов персонажей.

4. Рисование ярких и эмоциональных событий из сказок с комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

5. Словесные, настольные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил, постановку задач в свободной деятельности детей после занятия.

Проблематизация достигается через изменение сюжета или замену героев.

Чтобы улучшить понимание детьми художественной основы спектакля можно организовать художественно-творческую деятельность: рисование, аппликацию, лепку по теме произведения. Старшие дошкольники могут работать подгруппами.

Выделю основные правила драматизации:

1. Правило индивидуальности. Суть драматизации не в пересказе, а в переживании детьми жизни персонажа. Дети обычно переживают героя, привнося в него свою личнсть. Поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим.

2. Правило подготовки. Драматизация не будет удачной, если не использовать психогимнастические игры на изображение эмоций, черт характера. Необходимо обсуждать с ребеком его героя, поступки и действия.

3. Правило всеобщего участия. Важно задействовать каждого. Если не хватает ролей людей или животных, используйте деревья, кусты, ветер и избушки, которые передают и усиливают настроение.

4. Правило свободы выбора. Можно проигрывать сказку до тех пор, пока ребенок не проиграет все роли, которые хочет.

5. Правило помогающих вопросов. Для того, чтобы ребенку было проще проиграть роль, ее необходимо предварительно обсудить. В этом вам помогут вопросы: «Что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?»

6. Правило обратной связи. После проигрывания спектакль обсуждается: «Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?»

7. Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

8. Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами.

Основные психологические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности:

1. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать уверенность, а у импульсивных — умение считаться с мнением коллектива.

2. Театрализованные игры должны нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Театрализованная деятельность не должна реализовываться в изоляции от других видов деятельности в ДОО. Нужно координировать с педагогами групп, музыкальным руководителем, преподавателем по изобразительной деятельности процесс воспитания.

На музыкальных занятиях дети учатся различать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т. д.

На речевых занятиях у детей развивается дикция, ведется работа над артикуляцией; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.

На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.

Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку работ. В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, проводятся речевые упражнения, репетиционная работа.

Театральные занятия проводятся со всеми детьми без специального отбора. Оптимальное количество детей: 12–16 человек, но не менее 10.

Продолжительность занятий:

Младшая группа: 5–10 минут. 

Средняя группа: 10–15 минут.

Старшая группа:15–20 минут.

Подготовительная группа: 20–25 минут. 

Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 мин.

Резюмируя всё вышесказанное, замечу, что на разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются следующие задачи:

·        формирования представлений о театре, положительного отношения к нему; дети осознают особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;

·        подведения к пониманию специфики актерского искусства; средств образной выразительности;

·        формирования представлений о театральных профессиях с помощью наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера, что активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса;

·        ознакомления с правилами поведения в учреждении культуры (беседы, игровые диалоги, формирующие нравственную сторону взаимодействия с учреждением искусства; зрительский опыт посещения театров, музеев).

 

Список литературы: 

1. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте.—М.: Наука, 1996. –261с

2. Даграденко И.Л. Воспитание успешной личности в условиях детского сада. – Минск: Амалфея, 2004. – 240 с.

3. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

4. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений.-М.:ТЦ “Сфера”,2001.-128с.

5. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

6. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Сергеева Е.Л.,Петрова Е.С. -М.:Школьная Пресса. - 128 с.

7. Радуненко А.О. Игры в детском саду. – Минск: Амалфея, 2000. – 320 с.

8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.-М.:АРКТИ,2000.-160 с.