Наследники русских традиций
Наследники русских традиций
Автор: Косова Елена Александровна
МАДОУ «Детский сад № 19 «Яблонька»
Аннотация: В своей статье я хочу поделиться практическим опытом по решению задач воспитания гармонично развитых детей, не только уважающих народные традиции и обычаи нашего народа, но и знающих русскую культуру.
Ключевые слова: нравственность, воспитание, задачи, народные традиции, патриотизм.
Тематическая рубрика: Дошкольное воспитание.
Проблема патриотического воспитания в условиях современной системы образования, несомненно, является одной из самых актуальных.
К сожалению, в практической жизни некоторые люди, родители наших сегодняшних детей, руководствуются не поступками нравственного воспитания или своей духовностью. Реальные ценности, которыми люди руководствуются в повседневной жизни, дает картину: ни коллективизма, ни духовности, ни бескорыстия, как основных качеств, присущих русскому народу. Сегодня "духовное" не воспринимается как высокие жизненные стандарты.
Многие родители считают, что ребенок сам развивается, если растет, посещает детский сад или ходит в школу. Другие же занимают ребенка, записывая его на всевозможные кружки и занятия, не зная, чем самим занять своё чадо. Родители постоянно заняты и не уделяют должного внимания духовному воспитанию детей.
А ведь дошкольный возраст – один из важных периодов становления ребенка и его личности, формирования у него первых представлений об окружающем мире. Это период, когда ребенок переживает все то, что с ним происходит.
Если мы хотим, чтоб ребенок знал, что такое культура, доброта, любовь и уважение к старшим, а главное ценил это, то все, что предавалось у нас из поколения в поколение нашими предками, мы должны отдать нашим детям. Вот поэтому, целью моей работы является воспитание гармонично развитых детей не только уважающих народные традиции и обычаи нашего народа, но и знающих русскую культуру. На Руси всегда воспитанием детей занималась семья. На первом месте стояло приобщение к культуре и нравственным ценностям. Образ и личность ребёнка создавались через фольклор и народный быт.
Ещё великий русский педагог К.Д. Ушинский о воспитании детей писал, так: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”.
Народная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Вот, некоторые задачи, которые мы стараемся решить для преодоления поставленной цели:
- Сформировать детско-родительскую и педагогическую общность на основе традиционных для нашей культуры ценностях: ценностей Добра, Красоты и Истины.
- Формирование эстетических ценностей, и, как результата, представлений о красоте и чувства гармонии, художественно-эстетической культуры у детей.
- Воспитание у детей и родителей патриотических чувств и любови к Родине, родной природе.
- Приобщение к миру искусства по средствам картин русских художников.
- Знакомство детей и родителей с русским фольклором, народными ремёслами, бытом и праздниками наших предков.
- Формировать потребность в знании истории своей малой Родины.
Очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. К сожалению, не в каждом дошкольном учреждении есть возможность создания подобной обстановки.
Воспитание ценностных ориентиров у наших детей происходит в процессе взаимодействия детского сада и семьи. Поставленные задачи мы решаем не только в рамках образовательных областей. Чтобы решить задачу сформированности детско-родительской общности с целью формирования эстетических ценностей у детей, мы организуем по выходным семейные экскурсии. Музей деревянной игрушки в Люблино. Дети узнают не только о истории зарождения и развития игрушки, но и могут поиграть с ней. Музей «Русские валенки», Музей крестьянского быта в Ленинском районе. Дети смогли познакомиться с жизнью и бытом крестьянского народа, а также о воспитании детей в те времена. Знакомимся с одеждой русского народа. Для закрепления полученных знаний на экскурсиях в детском саду разучиваем потешки, поговорки, русские народные сказки, детские песни, народные хороводные игры, а также играем в настольные игры. Большой выбор дидактических игр, разработанных в различных музеях, позволяет широко и плодотворно использовать их в работе с детьми.
При знакомстве с русским фольклором, бытом и праздниками наших предков мы устраиваем семейные гостиные, в которых также с удовольствием учувствуют наши родители. Круглый год мы стремимся возродить традиции народных праздников. Начиная с сентября, у нас проходит праздники: «Сбор урожая», Народные ярмарки и т.п. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы, мы пытаемся угадать по погоде, какая нас ждёт зима. Вместе с детьми мы квасим капусту на зиму, а затем угощаем ею всех членов семьи. Как оказалось, не все молодые мамы знают о таком старинном способе заготовить капусту. В январе мы отмечаем праздник Рождества, а также в костюмах, как ряженые ходим колядовать и возвращаемся всегда с гостинцами. В марте прощаемся с Зимушкой народными масленичными гуляниями, катаниями на лошадях и поеданием блинов с вкусной начинкой. И этот праздник не обходится без помощи родителей. В апреле празднуем Благовещение, весну встречаем и возвращение птиц в наши края. Самостоятельно лепим из теста жаворонков с изюмом и выпекаем их, как это делали наши предки. А вечером чаепитие с родителями и русские-народные хороводные игры. Во многих семьях воспитанников выпекание жаворонков всей семьёй на Благовещение становится традицией.
Праздник Пасхи - один из самых тёплых, семейных и душевных праздников. А перед Пасхой мы знакомимся с праздничным народным костюмом и головным убором. Во время проведения художественно-эстетической деятельности пытаемся создать орнамент костюма. В августе прощаемся с летом и празднуем Яблочный Спас, который заканчивается освящением нового урожая батюшкой из Храма Николая Чудотворца в Ермолино. Организуем семейные вечера с родителями. Играем в фольклорные игры малой подвижности, с народными игрушками. Устраиваем мастер-класс по созданию народных кукол. Кукла Зернушка, кукла Стригушка. А с малышами просто делаем рябиновые бусы. Расписываем гжельские подносы, городецкие доски и хохломские ложки.
Знакомя детей с народным декоративно-прикладным искусством, с промыслами русских мастеров, используем инновационные компьютерные технологии, это значительно оживляет интерес детей. Мы имеем возможность виртуально совершать экскурсии по музеям, фабрикам по изготовлению предметов народных мастеров. Используем презентации, а также флэш-карты, с помощью которых в виде анимационных мультфильмов можно познакомить детей с этапами создания изделия того или иного промысла.
В своей работе мы сотрудничаем с Храмом Николая Чудотворца в Ермолено, его настоятелем протоиереем Виктором Ястремским. В беседах с детьми, он порождает в детских душах, как семечко, духовные ценности и нравственное воспитание.
Я уверена, что, решая задачи приобщения детей к традиционной культуре, решаем задачи восстановления и развития нравственного воспитания детей в современной системе образования ДОУ. Наполняем личность ребёнка культурным и интеллектуальным содержанием. В совместных мероприятиях с родителями мы воспитываем и обучаем не только детей, но и взрослых, учим играть с детьми и наслаждаться проведённом вместе временем.
Литература:
1. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М.: Педагогика,1988
2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образовательного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: Програм.-метод. Пособие.- М.: Владос, 2003
3. Князева О.Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебное методическое пособие. - СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
4. Воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики: методическое пособие для воспитателей детского сада / под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной. – М., 2010.- 84С.