Умение видеть и понимать окружающий мир
Умение видеть и понимать окружающий мир
Автор: Сорокина Ирина Владимировна
МБДОУ "ДСКВ 72", г. Братск
Умение видеть и понимать окружающий мир полностью ребенку не дается от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно в ходе развития.
Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинается целенаправленно формироваться только при участии взрослых. У слабовидящего ребенка из-за зрительных нарушений могут складываться не точные образы предметов и явлений окружающего мира. Даже дошкольник с нормальным зрением еще не умеет целенаправленно изучать предмет, прослеживая его контур, выделяя наиболее характерные признаки и детали, сопоставляя отдельные части предмета, соотнося существенные и второстепенные свойство предмета.
У слабовидящего дошкольника не только отсутствуют эти умения, но он и не умеет имеет возможности хорошо видеть и различать все признаки и свойства предметов, особенно удаленных (дома, деревья, птицы, и т.д.). Слабовидящий ребенок часто не понимает сюжетных картинок в книжках, где одно изображение заслонено другим. Дети не узнают изображенные в таком виде объекты и из-за этого не могут понять содержание иллюстраций. Трудности узнавание объектов здесь связано еще и с тем, что дети не всегда могут выделить существенные признаки при восприятии.
Поэтому педагоги должны научить ребенка правильно зрительно обследовать предмет, прослеживать его форму, анализировать признаки, выделяя главное, существенные, сопоставлять предметы между собой, но общим и отличительным особенностям.
Не всегда знакомства ребенка с предметным миром следует начинать посредством зрения. Там, где то возможно, нужно активно приучать детей узнавать признаки и свойства предмета и с помощью осязания, слуха, обоняние, вкуса и т.д. Вначале можно предложить ребенку потрогать объект рукой, провести пальцами по контуру фигуры. Важно развивать у слабовидящих детей активные умения использовать осязания для узнавания предметов. Очень полезно для развития осязания и игра в «чудесный мешочек», в который можно положить различные предметы. Ребенок отгадывает на ощупь находящиеся в мешочке овощи, фрукты, игрушки, предметы быта и прочее. При этом ребенку нужно показать, как следует узнавать предмет на ощупь: провести пальцами по всему предмету, взять его всей рукой, потрогать отдельные детали и так далее.
Включением в процесс всех органов чувств вы будете способствовать их активному развитию и формированию умение детей опираться на получаемую информацию. Вместе с тем это благоприятствует более полноценному использованию недостаточного зрения и его развитию. Участие сохраненных органов чувств в процессе восприятия обогащает представления детей о предметном мире. Ребенок в результате этого сможет полнее осознать вкусовые, осязательные и обаятельные признаки объекта.
Все это можно реализовать в игре, так как мы знаем, что в дошкольном возрасте дети предпочитают игру всем другим занятием.
Чтобы развивать зрительное внимание и память, можно использовать такие игры как: «чего не стало», «кто скорее найдет ошибки в рисунках», «угадай, что изменилось» и прочие. При этом важно, чтобы ребенок не только называл игрушки, смог рассказать подробнее, какая она, где стояла. Это важно для формирования пространственного восприятие и понимание детьми пространственных признаков, таких как: «впереди», «сзади», «рядом», «в середине», «слева», «справа», «около», «между». При этом большое значение приобретает формирование ориентировки на листе бумаги. Дети должны знать, где левая (правая, нижняя, верхняя) стороны названия углов. Для этого можно предложить диктант и: «Нарисовать в левом верхнем углу прямоугольник, в правом верхнем - круг, в левом нижнем - треугольник, в правом нижнем - квадрат». Вначале можно вместо рисования соответственно расположить геометрические фигуры, игрушки. Подобные упражнения учит детей правильно называть местоположения объектов, соотносить конкретный признак с его словесным обозначением.
Надо учить детей рассматривать картинки. Начинать следует с предметных картинок, где изображены отдельные предметы, одежды, игрушки, животные т. д.
Затем можно переходить к сюжетным картинкам, сначала очень простым. Для формирования у детей представлений о композиционные построения рисунка очень полезно использовать различные картинки.
Чтобы дети понимали содержание картины, где один предмет частично заслонен другим, надо учить их видеть это явление в сюжетной обстановке. Во время прогулок, играя с ребенком в прятки, вы показываете, что спрятаться можно полностью, когда вы прячетесь за высокий забор, угол дома. Но если спрятаться за небольшое дерево, вас будет частично видно. Все эти действия следует проделать с ребенком в игре в «Прятки». При этом необходимо варьировать задание: «Спрячешься так, чтобы была видна твоя рука (голова, спина и т.д.)».
Время прогулок необходимо использовать для обогащения представлений детей. Здесь имеется возможность наблюдать за погодой, растениями, животными и пр. Необходимо учить детей понимать состояние погоды, взаимосвязь между ее состоянием и жизнью человека, животного и растительного мира.
Важно развивать в ребенке интерес и потребность к познанию окружающего мира. Чем богаче и разнообразней будет слабовидящий ребенок знать, видеть и понимать окружающий мир, тем успешнее он будет затем учиться в школе.
Упражнения и игры, направленные на улучшение и развитие зрительных функций
Все упражнения и игры, приведенные ниже, лучше всего делать дома. Данные игры развивают зрительные функции у детей, страдающих дефектами зрения.
1. Упражнения, улучшающие кровообращение и способствующее расслаблению мышц глаза.
- Крепко зажмурить глаза на 3- 5 секунд, открыть глаза на 3- 5 секунд. Повторить 6- 7 раз.
- Быстро моргать в течение 1 минуты.
- Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев в течение 1 минуты.
2. Упражнения, улучшающие циркуляцию внутриглазной жидкости.
- Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1- 2 сек снять пальцы с век. Повторить 3- 4 раза.
3. Упражнения, снижающие утомление, облегчающую зрительную работу на близком расстоянии.
- Смотреть прямо перед собой 2- 3 сек. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25- 30 см от глаз. Перенести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течении 3- 5 сек. Повторить 6 8 раз.
- Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец, не отводя от него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4- 5 раз.
4. Упражнения, способствующие развитию бинокулярного зрения.
- Поставить палец правой руки по средней линии на расстоянии 25- 30 см от глаз. Смотреть двумя глазами на наконец пальца в течение 3- 5 сек. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3- 5 сек. Убрать ладонь. Смотреть двумя глазами на конец пальца 3- 5 сек. Сменив руки, выполнить те же упражнения. Повторить 4- 6 раз.
- Круговые движения глаз. Выполнить 4- 6 раза.
- Следить за движением пальца во всех направлениях при неподвижной голове. Повторить 8- 10 раз.
5. Упражнения, способствующие тренировке.
- Игры с мячом: передача мяча от груди, от плеча, из-за головы (7-10 раз), подбрасывание мяча одной и двумя руками; бросок мяча в стену на расстоянии 5-8 м, в мишень (6-8) раз; бросок мяча об пол с ударом в стену (6-8 раз);
- Игра в бадминтон, настольный теннис (через сетку и без нее) в течение 5-7 минут;
- Игра в волейбол.
Перечисленные выше упражнения можно делать Вам, уважаемые родители, с детьми. Данные упражнения будут весьма полезны не только ребенку, но и Вам в качестве профилактики.
Литература:
1. Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения - М .: 1990 г.
2. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения - М .: 1985 г.
3. Моргулис И.С. Руководство познавательной деятельностью слабовидящих детей в процессе обучения- Киев, 1974 г.
4. Артемьева Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.