Современные технологии сотрудничества учителя-логопеда с родителями
Современные технологии сотрудничества учителя-логопеда с родителями, способствующие успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями
Автор: Фоминых Светлана Анатольевна
МКДОУ "Д/с № 19 "Сказка", г. Омутнинск, Кировская область
Аннотация: в данной статье автор пишет о современных технологиях сотрудничества учителя-логопеда с родителями, а именно об использовании в своей работе информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: ИКТ, учитель-логопед, дети с ОВЗ, коррекционная работа.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Взаимодействие с родителями было актуально всегда. Менялось общество, менялись цели воспитания, менялись формы взаимодействия с родителями. Настоящее время заставляет педагогов искать новые формы взаимодействия с родителями к реализации программ и созданию условий для полноценного и своевременного развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Нужно приложить немало усилий, чтобы родители были активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). От характера установления связей в диалоге «родитель – ребенок с особыми образовательными потребностями» будет зависеть успешность социализации ребенка в обществе.
Социализация осуществляется путем усвоения ребенком социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации ребенок становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей, в обществе знания, умения, навыки.
Социализация детей с особыми образовательными потребностями требует специальной организации и комплексного сопровождения социального становления ребенка, в том числе в дошкольных учреждениях, в процессе его воспитания, образования и развития.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями и искать креативные и нетрадиционные формы передачи информации.
Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением, является оказание помощи семье в воспитании ребенка с ОВЗ с целью социализации его к условиям школы. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества». В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания, обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями. Задача детского сада — вооружить родителей современными педагогическими знаниями и технологиями.
Современным аспектом взаимодействия детского сада и семьи, способствующем успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями является использование ИКТ. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. Этот процесс в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка с ОВЗ в общество, т.е. их социализация. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.
Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного коррекционно-образовательного процесса детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС, значительно повышающей его эффективность, должны стать первой ступенью в формировании основ информационной личности ребенка с особыми образовательными потребностями, способствующей успешной социализации ребенка в информационном обществе, через взаимодействие с семьей.
Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Актуальным является внедрение информационных технологий в работу с детьми с ОВЗ не только в ДОУ, но и в семьи, воспитывающего такого ребенка.
Работа с родителями по пользованию ИКТ является одним из приоритетов образования. Это важно для всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, родителей. Это:
· оптимизация коррекционного процесса дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий для осуществления качественного коррекционного воздействия на детей с ОВЗ, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, в следствие чего повышение роста достижений ребенка с ОВЗ.
· внедрение ИКТ в работу существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.
· современные ИКТ, повышая качество обучения и образования детей с ОВЗ, позволяют детям успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
· активное и эффективное внедрение новых технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающим требованиям современному обществу и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
Сейчас происходит процесс повсеместного использования ИКТ в современном обществе. По сравнению с традиционными формами обучения детей с особыми образовательными потребностями ИКТ обладает рядом преимуществ:
1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.
3. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
4. Предоставляет возможность индивидуализации обучения детей с ОВЗ.
5. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
6. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты).
7. Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
8. Компьютерные игры имеют большое значение для развития интеллекта детей, их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций.
Сегодня компьютерные игры все более широко применяются для решения образовательных задач. Однако наряду с пользой компьютерные игры могут причинять и вред. Основные вредные факторы, воздействующие на ребенка:
· чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка;
· чрезмерное обращение с компьютером также может отрицательно сказаться на его психическом здоровье ребенка с ОВЗ;
· ребенок с ОВЗ – особенный ребенок, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, живя в реальном мире, а не в виртуальном мире;
· излучение.
Чтобы уменьшить воздействие этих вредоносных факторов, необходимо четко регламентировать продолжительность применения компьютерных технологий в соответствии с СанПин, использовать физминутки для снятия статического напряжения (особенно верхней части тела: шеи, плеч, спины) и проводить зрительную гимнастику (переключение зрения с ближнего на дальнее, чтобы снять напряжение цилиарной мышцы глаз). Главное в использовании компьютерных игр придерживаться рекомендаций, как педагогам, использующих на занятиях, так и родителям.
Применение специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, проникают во все направления обучения и развития детей с ОВЗ. Позволяют повысить эффективность коррекционного обучения, значительно сокращают время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков позволяют преодолеть нарушения высших психических функций, предупреждают возникновение вторичных расстройств а, следовательно, снижают риск социальной дезадаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Специфика современных информационных технологий заключается в том, что они проникают в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием и пронизывают весь коррекционно–образовательный процесс по различным образовательным областям.
Основными формами использования ИКТ в условиях ДОУ для детей с ОВЗ являются: развивающие компьютерные игры, дидактические компьютерные игры, аудиовизуальный ряд, компьютерные технологии для индивидуальной работы с ребенком, видеофильмы, звукозаписи, презентации.
Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами, повышает его социальный статус и компетентность родителей в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через использование ИКТ позволяет сделать работу по коррекции детей с ОВЗ более успешной.
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Поэтому педагог, работающий с такими детьми, должен донести до родителей информацию по использованию ИКТ в домашних условиях.
В заключение хочется отметить, что используя ИКТ в своей работе, мы открываем для себя очень много нового и интересного. Мы вместе с детьми, с родителями входим в увлекательный мир информационно-коммуникационных технологий, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое главное эта работа доставляет всем участникам коррекционного процесса огромное удовольствие. А ребенок при этом чувствует себе комфортно и на ступеньку выше, чем другие дети.