Особенности формирования активного словарного запаса у старших дошкольников с дизартрией
Особенности формирования активного словарного запаса у старших дошкольников с дизартрией
Автор: Черепанова Мария Николаевна
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 510", Екатеринбург
Аннотация: в статье раскрывается понятие псевдобульбарная дизартрия, рассматриваются основные закономерности формирования словарного запаса у детей с псевдобульбарной дизартрией, а так же приводятся примеры игр и упражнений, способствующих формированию лексико-грамматического строя речи в условиях логопункта ДОУ.
Ключевые слова: псевдобульбарная дизартрия, словарь, логопункт.
Среди детей дошкольного возраста наиболее распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.
Псевдобульбарная дизартрия представляет собой сложное речевой расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при дизартрии являются фонетические нарушения. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Все это в результате может приводить к недоразвитию речи как функциональной системы (общему недоразвитию речи).
Все вышеперечисленные речевые нарушения в общем и недостатки лексической стороны в частности в дальнейшем отрицательно сказываются на процессе обучении в школе, т. к. достаточный уровень сформированности лексики является важнейшим фактором успешного обучения в школе. Развитие лексики как системы имеет большое значение для формирования всей психической деятельности ребенка (Л.С. Выготский, Н.Т. Жинкин, А.Р. Лурия и др.). Своевременная работа по формированию словарного запаса у таких детей может существенно повысить успешность обучения в школе в будущем.
На базе нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляет работу логопедический пункт (логопункт).
Проводя логопедическое обследование детей, зачисленных на логопункт, были выявлены недостатки использования существительных, глаголов, прилагательных и наречий в экспрессивной речи. Нарушен и грамматический строй речи: речь детей аграмматична. Особые трудности у детей вызывают словоизменение и словообразование. Причем, обследование пассивного словаря у данной категории детей показывает относительную сохранность его объема, данное явление позволяет сделать вывод о расхождении в объемах пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у данной категории детей более сохранен по отношению к активному. Все это свидетельствует о наличии у обследованных детей общего недоразвития речи, преимущественно третьего уровня.
Проанализировав результаты проведённой диагностики, можно сделать вывод, что помимо коррекции звукопроизношения и развития фонематических процессов, необходимо проведение коррекционно-развивающей работы по формированию лексико-грамматического строя речи с целью предотвращения трудностей, которые могут возникнуть в период школьного обучения.
Поэтому была выбрана тема самообразования «Формирование активного словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопункта ДОУ». В основе работы учитывался накопленный опыт логопедической теории и практике. Логопедическое воздействие в целом осуществлялось в рамках методической системы, предложенной Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речи — одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Основной задачей работы учителя – логопеда на логопункте является коррекция звукопроизношения. Процесс автоматизации звука проводится поэтапно – изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в связной речи. В связи с этим становится целесообразным использование таких форм работы с дошкольниками, которые позволяют параллельно с коррекцией звукопроизношения (а именно с автоматизацией звука, поскольку это длительный и трудоемкий этап) расширять и активизировать словарный запас, формировать основные грамматические категории как основу дальнейшей развитой связной речи. Поэтому игры по развитию лексико-грамматических категорий можно использовать на всех этапах автоматизации правильного произношения, подбирая речевой материал индивидуально, для каждого автоматизируемого звука.
Игра, подобранная с учетом возрастных особенностей детей, активирует их внимание, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
На занятиях в минигруппах проводятся беседы по обобщающим понятиям, с целью их закрепления, уточнения, выявления характерных признаков обобщения, расширения словарного запаса. В ходе игры большое внимание уделяется вопросам, которые не только заставляют детей рассуждать, делать выводы, но и помогают формировать фразовую речь. В этом помогают развивающие игры.
Установлено, что развивающие игры являются средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Игра – основной метод в обучении дошкольника. В психолого-педагогических исследованиях среди наиболее значимых для познавательно-речевого развития детей выделяются именно развивающие игры. Всё это привело к активному поиску нетрадиционных методов работы и их использованию в подходе в работе с детьми дошкольного возраста, посещающих логопункт.
Работа по формированию лексико-грамматического строя у старших дошкольников должна проводиться по направлениям: расширение объема словаря, формирование структуры значения слова, развитие лексической системности и семантических полей, формирование парадигматических и синтагматических связей слов, развитие словообразования, уточнение грамматического значения слова. Согласно этим направлениям были подобраны комплексы дидактических игр и упражнений.
В своей работе активно использую игры с мячом, которые направленные на обобщение и расширение словарного запаса, и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов).
Используются как мяч, так и прищепки, даются шнуровки с лексико-грамматическими заданиями, выкладываются с детьми счетные палочки по контурам к определенной лексической теме и т.п. Они вызывают живой интерес у детей, помогают осуществить плавный переход от игры к учению.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Использование презентаций в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения. Таким образом, с помощью компьютерных технологий у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий.
Так как в условиях логопункта нет специально отведенных занятий по лексических темам, необходимо сочетать автоматизацию звуков с упражнениями на расширение объема словаря, формирование структуры значения слова, развитие лексической системности и семантических полей, формирование парадигматических и синтагматических связей слов, развитие словообразования, уточнение грамматического значения слова. С этой целью предлагаются игры «что из чего», «скажи наоборот», «подбери слова-приятели», «продолжи ряд» и др.
Коррекционно-развивающая работа только началась. Но уже сейчас можно отметить интерес детей к занятиям, повышенную речевую активность, положительную динамику речевого развития у всех детей, посещающих логопункт. В дальнейшем планирую продолжить начатую работу, в конце года провести заключительное логопедическое обследование и сравнить полученные результаты диагностики с началом года.
Список литературы:
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ; Владимир: Астрель, 2008. – 319 с.
2. Винарская Е.Н. Дизартрия [Текст] / Е.Н. Винарская. – М. : ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.
4. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.: ил.
5. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : учебное пособие / под ред. Е.А. Логиновой. – СПб. : Изд-во «Союз», 2004. – 192 с.