Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-02-07 09:20:13
Статью разместил(а):
Крюкова Ольга Владимировна

Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Крюкова Ольга Владимировна

МАДОУ «Детский сад № 15», г. Краснотурьинск, Свердловская область

 

Аннотация: В статье раскрывается сущность педагогической технологии - метод проектов, использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, экологический проект, экологическое воспитание.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Педагогическая технология "метод проектов" - это дидактическая категория, обозначающая совокупность приемов и способов овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.

Проектная деятельность представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, и которая осуществляется всеми её субъектами.

Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества конкретной группы детей, педагогов и родителей. Она актуальна и очень эффективна потому, что даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ребёнку успешно в будущем адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, первостепенное значение должно отводиться экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.

Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально - этических норм поведения в окружающей среде. 

Проектная деятельность в экологическом воспитании – это способ организации процесса экологического воспитания, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников, родителей с окружающей средой.  

Экологический проект – это проект, направленный на решение определенных задач с экологической направленностью в процессе исследования. По достижению поставленной цели экологического характера, имеет  определённую структуру и включает в себя: создание мотивации проектной деятельности, введение в проблему, поэтапное решение проблемы в процессе реализации, обсуждение результатов, систематизация информации, получение продукта деятельности, презентация результатов проектной деятельности.

Проект делится на следующие этапы:

- подготовительный (в этот этап входят постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.)

- исследовательский (этот этап заключается в поиске ответов на поставленные вопросы выбранными способами.)

- обобщающий (в этот этап входят обобщение результатов работы в различных формах, их анализ, закрепление знаний, формулировка выводов.).

При оформлении проектов используется следующая структура:

1. Постановка задач, которые мы хотим решить в результате проектной деятельности. Обоснование значимости и актуальности поставленной задачи, необходимости нестандартного поиска её решения.

2. Раскрытие замысла, описание того, каким путём мы собираемся решить поставленную задачу.

3. Поиск нового пути решения поставленной задачи.

4. Реализация проекта (подробное описание исследовательского этапа).

5. Рефлексия (сравнение целей, которых изначально пытались достичь и полученных результатов).

При реализации работы с экологическим проектом, прежде всего, необходимо вызвать интерес детей к исследуемой проблеме. Для этого естественно – научные знания о природе лучше всего передавать детям в форме игры (игры - путешествия, сюжетно-ролевой игры, обучающих ситуаций, с привлечением любимых литературных персонажей). Это необходимо для создания благоприятного эмоционального фона у детей и быстрого усвоения ими нового материала. При продумывании выбора формы продукта проекта зависит, насколько его выполнение будет увлекательным. Продуктами проектной деятельности могут быть: выставка, коллекция, развлечение, праздник, театрализованная инсценировка. 

С дошкольниками реализованы экологические проекты: «Живая книга леса», «Сеньор Лук», «Волшебница Вода». 

Проект «Живая книга леса» способствовал формированию у дошкольников основ экологической культуры, представлений о животном и растительном мире лесов Урала. С детьми проводились беседы на темы: «Какие деревья растут в лесу?», «Как дикие животные к зиме готовятся», «Береги лес». Дети с удовольствием играли в игры: подвижную «Лиса и зайцы»; сюжетно-ролевые «Поход в лес», «В лес за грибами», словесные «Дикие животные и их детеныши», «Назови ласково», театрализованные игры «В гости к белочке», «Зимовье зверей». В центре природы с интересом рассматривали шишки и семена ели, сосны. Знакомились с художественной литературой: загадками, стихотворениями, рассказами, сказками о лесных обитателях. Совместно с детьми родители создали книжки-малышки «Обитатели леса».

Одним из самых интересных проектов реализованных в детском саду был проект «Сеньор Лук». Проект возник по инициативе самих детей.  Дети хотели узнать, можно ли самим вырастить зеленый лук в  условиях детского сада? Сначала с интересом рассмотрели луковицы, изучили строение лука познакомились со свойствами лука: круглый, твердый, горький, заставляет плакать. Детям хотелось узнать, где быстрее вырастет лук в стакане с землей или водой? Проводили опыты «Лук в стакане с водой», «Лук в стакане с землей», «Лук в воде и в темноте». С большим интересом дети учились наблюдать и ухаживать за луком. Свои наблюдения дети заносили в календарь наблюдений за ростом лука. В результате совместной творческой деятельности дети  рисовали «Вырос зеленый лучок», лепили лук из пластилина, изготавливали разные поделки. В самостоятельной деятельности дети играли в сюжетно-ролевые игры «Магазин «Овощи-фрукты», «Повар». Девочки инсценировали сценку «Спор овощей». С удовольствием родители приняли активное участие в конкурсе поделок из лука «Луковые чудеса». Дети получили заряд положительных эмоций и впечатлений от результатов своего труда.

Познавательно-исследовательский проект «Волшебница Вода», целью которого было формирование представлений о свойствах воды, расширение знаний дошкольников о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитание бережного отношения к природным ресурсам нашей планеты. 

В ходе занятия «Где прячется вода?» дети вместе с Незнайкой  познакомились со свойствами воды, в каких состояниях встречается в природе, как образуется река. Также дети учились очищать воду с помощью фильтра, сделанного своими руками, конструировали водопровод из трубочек. Дети с удовольствием проводили занимательные опыты с водой «Вода – растворитель», «Вода прозрачная», «Что плавает в воде?», «Вода и магнит».  В гости к детям приходила Волшебница Вода, с которой играли в подвижные игры «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», в дидактические игры «Как человек использует воду?», «Кто живет в воде?».

В рамках проекта проводились познавательные беседы и просмотр мультимедийной презентации  по темам «Путешествие капельки», «Мир морей и океанов», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной воды?», «Вода в природе», «Откуда берется вода в кране?». В результате, чего дети узнали, что всему живому на земле необходима вода, да не просто вода, а чистая и прозрачная. На прогулках дети с интересом наблюдали за природным явлением – инеем, снегом.

Для детей в центре природы был создан мини-музей «Волшебница Вода». В завершении проекта была организована выставка детских и семейных работ «Вода нужна всем!», родителями созданы книжки-малышки «Художественное слово о воде». Для родителей подготовлена консультация «Занимательные опыты и эксперименты вместе с детьми».

Таким образом, участники экологических проектов получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям воспитанников, вовлеченных в неё, освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании детей, а также даёт возможность общения с детьми как с равноправными партнёрами.

 

Список литературы:

1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., О.В. Солнцева и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010.

3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. 

4. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа». М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2010.  

5. Толстикова О.В., Савельева О.В.,  Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. 

 

. . . . .