Поддержка детской инициативы и самостоятельности через индивидуализацию образовательной среды
Поддержка детской инициативы и самостоятельности через индивидуализацию образовательной среды
Автор: Трещинская Татьяна Ивановна
ГБОУ "Школа № 1222 имени Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна"
Аннотация: В статье раскрывается опыт внедрения новых технологий для поддержки детской инициативы и самостоятельности через индивидуализацию образовательного пространства.
Ключевые слова: технологии, предметно-пространственная среда, инициатива, самостоятельность.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Организация предметно пространственной развивающей среды - одна из главных задач педагога и условий ФГОС ДО. Как организовать среду так, чтобы она была уютной, комфортной и безопасной, и в то же время принадлежала ребенку, как главному субъекту воспитания? Как сделать ее индивидуальной в условиях немалочисленной наполняемости, интересов и вкусов детей? Ведь детский сад - это второй дом, и именно в нем дошкольники проводят большую часть своего времени.
В этих вопросах в первую очередь к нам приходит на помощь правильно организованная предметно-развивающая среда, ведь каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в нашем дошкольном учреждении, педагоги объединены одной целью - это поддержать детскую инициативность и самостоятельность через индивидуализацию образовательного пространства. Уже несколько лет, мы активно работают над преобразованием предметно-пространственной среды и активно применяем новые технологии.
На этих моментах хочется заострить ваше внимание и рассказать более подробно, к чему нам удалось прийти.
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Мы, педагоги, наполняем ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Главная идея, которой мы придерживаемся, в организации предметно-развивающей среды это использование технологии «говорящие стены» её суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Ребенку важно видеть отражение своей личности и индивидуальности в пространстве, где он проводит так много часов каждый день. Ему хочется оставить «свои следы», воспоминания, видеть, как воплощались собственные и чужие замыслы, как они меняли пространство, делали его «своим».
Хорошо, когда в группе детям уютно, эмоционально комфортно, а благодаря технологии «говорящие стены» они видят и чувствуют, что их индивидуальность отражается в пространстве. Это база для развития. Но грамотно оформленная среда может еще и развивать, побуждать детей к исследованиям. Например, дети на утреннем круге самостоятельно изобрели новое правило, обнаружили закономерность, после чего они могут это отразить в виде рисунка, значков, плаката закрепив на «говорящей стене» и после обращаться при необходимости. Эти компоненты детской субкультуры постоянно нами меняются, дополняются исходя из событий, потребностей и запросов детей.
С целью индивидуализации педагогического процесса нами используются следующие технологии детской субкультуры:
1. Стены творчества «Арт галерея».
В каждой группе проходит непрерывное знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок, творческих работ (рисунки, макеты, поделки, конструирование).
Мы встраиваем демонстрацию работ таким образом, что всё находится на уровне глаз детей, чтобы ребенок в любое время мог подойти рассмотреть, показать свои труды и тем самым обозначить свою значимость и уникальность.
2. «Артбук» детское творчество.
Каждый ребенок в свои художественные творчества активен и индивидуален, дошкольный возраст самый сенситивный период для развития творческих навыков, креативности, самовыражения. Именно в рисунках, художественных работах ребёнок выражает себя, воплощает свои фантазии, передаёт эмоции. Дошколятам всегда приятно перелистать альбом со своими работами, поделиться накопленным творчеством с друзьями, а педагогу- увидеть траекторию развития детского творчества, накопленного опыта. С этой целью, мы придумали «Артбук» -папка-альбом с детскими рисунками, аппликациями. Папки находятся в свободном доступе для детей, что позволяет в любое время ребенку взять «артбук» и рассмотреть свои работы как индивидуально, так и со сверстниками или родителем. Ребята не просто хранят в них свои рисунки, но и декорируют Артбук по своему замыслу, таким образом, выражая себя, обозначая своё маленькое, но личное пространство.
3. «Уголок именинника».
Для решения задач социально-коммуникативного развития ребенка, в группах оформлен уголок дня рождения. День рождения для ребенка - радостный праздник, он стал на целый год взрослее, а ведь стать взрослым - самая большая мечта ребенка. Поэтому ребенку хочется, чтобы все знали о его празднике! Дети с огромным удовольствием подходят к стенду, рассматривают фотографии именинников, в ожидании того, когда они увидят там свою фотографию.
Этот торжественный день очень ждут не только взрослые, но и дети. День рождения требует особой подготовки. Наш уголок именинника включает в себя: поздравительную ленту, фото именинников, дату рождения и др. ещё, наших именинников мы поздравляем добрыми пожеланиями - каждый ребенок желает что-то своё, от всего сердца, поём песни и водим поздравительный хоровод «каравай»
4. «Калейдоскоп настроения».
С помощью этой технологии мы помогаем формировать умение соотносить свои эмоции и настроение с эмоциями и настроением других детей, сравнивать их и саморегулировать так чтобы было комфортно самим детям и окружающим. Поэтому в группах имеются солнышко с лучиками (в виде прищепок) с различным настроением. Ребенок может отобразить свое настроение выбрав нужное ему солнышко и прикрепить лучик. Также нами используется вариант со смайлами настроений на шкафчиках ребенка, что позволяет воспитателю или родителю отследить эмоциональное состояние каждого ребенка.
5. «Деловые хлопоты».
Это помощники - карточки, бейджи с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет в течении дня или в период образовательной деятельности в центрах детской активности или в др. деятельности. Так если ребенок взял бейдж «заместитель воспитателя», он помогает воспитателю в подготовки занятий, а если выбрал бейдж «дежурный по обеду» помогает в сервировки столов. Дети с удовольствие вступают в такую роль, так как поручения такого рода позволяют нашим воспитанникам принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность быть более организованным, самостоятельным, почувствовать свою значимость и уникальность
6. Лэпбук - тематическое пособие.
В нашем дошкольном учреждении активно используется данная технология, которая позволяет быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру, что безусловно заинтересовывает ребенка. Главная ценность «Лэпбука» заключается в том, что он позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов. Данный вид деятельности обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность учащихся, в результате которой ребёнок может сам собирать и организовывать информацию, выбирать задания, которые ему под силу. Например, создавая совместно «лэпбук» на заданную тему, мы с детьми в течении определенного времени знакомимся с выбранной темой, разгадываем загадки, собираем информацию, подбираем иллюстрационный материл, изготавливаем карточки с заданиями, а как итог весь накопленный материал оформляем в «умную книгу- лэпбук», где дети становятся непосредственными участниками при оформлении данного пособия, которым они могут пользоваться по мере необходимости.
7. «Челлендж-галерея» по событиям.
Также мы практикуем активно во взаимодействии с семьей «фото-челлендж» на различные темы. Так, например, выбирается тематика фото челленджа, родители приносят фотографии с изображением своих детей или с совместным времяпровождением, а педагоги нашего учреждения изготавливают коллажи и устраивают галерею, как результат такая челлендж галерея доставляет массу положительных эмоций, как взрослым, так и детям, позволяя обозначить себя, а педагогам позволяет ближе познакомиться с семейными традициями, обычаями, увлечениями, досугом семей.
Таким образом индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.
Список литературы:
1. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». – СПб.: ООО «Развивающие игры В.В. Воскобовича», 2017. – 176 с.
2. Чумакова И.В., Гайдукова С.А., Свистунова Е.Г. Современные образовательные технологии деятельности педагога при реализации ФГОС ДО: Учебно-методическое пособие. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2017. – 228 с.