Роль исследовательских игр в ознакомлении детей дошкольного возраста с родным краем
Роль исследовательских игр в ознакомлении детей дошкольного возраста с родным краем
Автор: Коваленко Анна Николаевна
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Кристаллик», г. Абакан
Аннотация: В данной статье описывается один из эффективных путей в ознакомлении дошкольников с родным краем - исследовательские игры.
Ключевые слова: исследовательские игры, патриотическое воспитание, родной край.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Последнее десятилетие привнесло изменения в систему отечественного дошкольного образования. Сегодня нам предоставлено право на выбор программ, методик, технологий. Мы живём не в том обществе, в котором родились. Воспитываем детей для общества, которое не знаем и к которому оказались не слишком готовы. В новых условиях ежедневно каждому человеку приходится самому принимать решение, а на это способен только тот, кто имеет собственные ориентиры и выработанный навык принятия решения.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и уважать богатства. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
В настоящее время краеведение органично входит в систему духовного-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.
Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при ознакомлении с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушным. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, формировать у детей уверенность в себе, в своих силах, а также позитивное отношение к себе и окружающему миру – одна из главных задач педагога. Педагог должен развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней.
Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим, заботиться о них? Как научить детей ценить мир? Как развивать любовь к природе и стремление защитить её?
Комплексно развивать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребёнка с окружающим миром помогает исследовательская деятельность. Она позволяет развивать у ребёнка совокупность компетентностей, необходимых будущему гражданину: коммуникативную, интеллектуальную, информационную и социальную.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном мире исследовательская деятельность позволяет показать роль малого в большом, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Так как основным видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, то в работе по ознакомлению с родным краем педагог должен активно использовать исследовательские игры.
Целью использования исследовательских игр в работе педагога является применение исследовательского метода, как одного из средств ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем. Данная цель обязательно включает в себя развитие инициативы, навыков целеустремлённого действия, самостоятельности и коммуникабельности.
Исследовательские игры направлены на развитие у детей способностей разного характера. Овладение способами взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностного роста, творческие проявления.
В ряде случаев рамки традиционной дидактической игры, соблюдение её чёткой структуры ограничивают возможности для реализации задач действенно-мыслительного блока. Возникает необходимость в создании таких дидактических игр, в которых сохранились бы и синтезировались элементы (исследование, экспериментирование) познавательного, игрового и учебного взаимодействия детей, а также общение со взрослыми.
В исследовательских играх предполагаются следующие игры: игры-опыты, игры-эксперименты, алгоритмические игры, («Уличные тени», «Живые тени», «Мир тканей», «Коробка с секретом»).
Эти игры предполагают решать следующие задачи:
· формировать у детей умение видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
· развивать практический, познавательный, творческий опыт в собственном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, алгоритмов, моделей).
Исследовательские игры побуждают детей к самостоятельному поиску причин, информации, способов действия, проявлению творчества.
Дидактические материалы (рисунки, схемы, модели, алгоритмы), используемые в ходе игры, развивают у дошкольников два типа активности: активность, стимулируемая взрослым и собственную активность ребёнка.
Восприятие и усвоение представлений о рукотворном и природном мире улучшаются при использовании серии «Алгоритмические игры», которые направлены на формирование у детей умения вычислять существенные признаки, понимание причинно – следственных связей между предметами исследования и их назначением. В процессе алгоритмических игр («Кто точнее?», «Кто быстрее?», «Наши помощники», «Расшифруем карточку», «Волшебная подсказка») дети самостоятельно описывают объект или предмет и признаки.
При использовании педагога в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем исследовательских игр показывает, что у дошкольников появляются новые возможности в развитии логического мышления, связной речи, воображения, осознания мотивов деятельности людей.
Исследовательская деятельность и игры – исследования, игры – опыты, алгоритмические игры эффективны в организации работы по ознакомлению детей с родным краем. Исследовательская деятельность даёт детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные данные, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.
Родители должны стать непременными участниками исследовательской деятельности детей. Они могут помочь в сборе материалов для дальнейшего исследования, в изготовлении игр и различных атрибутов для игр.
Литература:
1. Вавринюк О.Н. Тенденция познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017, № 2 (8).
2. Козлова С.А., Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/С. А. Козлова – М., 2008.
3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно – методическое пособие. Детство – Пресс, 1998.
4. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
5. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика, 2006, № 6.