Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников посредством технологии взаимодействия в паре
Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников посредством технологии взаимодействия в паре
Автор: Самарина Марина Геннадьевна
Аннотация: В данной статье дается обоснование актуальности проблемы формирования навыков сотрудничества посредством технологии взаимодействия в паре у старших дошкольников. Выделены педагогические условия процесса формирования сотрудничества и соответственно направления в работе педагога.
Ключевые слова: сотрудничество, сверстники, старшие дошкольники, взаимодействие в паре.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. От уровня сформированности этого качества во многом зависит их адаптация в коллективе сверстников. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Дети все разные: кто-то проявляет лидерские качества, другие более замкнуты. У детей не сформированы коммуникативные умения, дети не умеют войти в игру, обратиться к сверстнику, взрослому. Проявляют неуверенность, робость, что мешает проявить свою активность. Не умеют самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Проявляют нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности; присутствует негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство. Трудности общения дошкольников со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в группе сверстников, тревожности, препятствуют полноценному развитию ребенка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, которая включает в себя развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними (п.2.6). Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначено, что ребенок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми…способен договариваться…» (п.4.6).
Работа в парах как нельзя лучше соответствует целям развития коммуникативных умений и нравственных качеств. Благодаря наличию общей цели, чёткому распределению обязанностей, вниманию к усилиям и успехам друг друга, ответственности за общий и лично свой результат, дети осваивают элементарные способы сотрудничать, помогать, поддерживать, принимать совместные решения, разрешать конфликты, оценивать свои и общие достижения.
Процесс развития навыков сотрудничества посредством технологии взаимодействия в паре у старших дошкольников эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:
- организация совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста, усиливающей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания;
- систематическое проведение специально организованной работы с детьми, включающей в себя использование игровых упражнений, заданий, педагогических ситуаций;
- умение учитывать в ситуации взаимодействия в паре интересы сверстника;
- умение замечать эмоциональное состояние партнера и проявлять сочувствие и сострадание;
умение в доброжелательной форме выражать согласие и несогласие с партнером, навыки культуры общения;
умение слушать партнера.
В работе по формированию навыков сотрудничества посредством технологии взаимодействия в паре у старших дошкольников необходимо обращать на:
1) проявление симпатии, сочувствия и чуткости, которые особенно можно заметить во взаимоотношениях между отдельными детьми;
2) проявление заботы о товарище при взаимодействии в паре, готовность прийти на помощь и взаимопомощь;
3) заинтересованность деятельностью сверстника, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, о совместной игре и учет желаний товарища при распределении ролей и в процессе двусторонней игры;
4) объективность оценок, способность поступиться личными желаниями в пользу друга, получая при этом удовольствие.
Работа строится в трех направлениях:
1) создание положительной эмоциональной атмосферы в процессе игровой деятельности детей в паре;
2) формирование нравственных качеств личности старшего дошкольника, содействие развитию дружеских взаимоотношений;
3) обучение детей приемам взаимодействия в паре в процессе игры и общения.
Формированию у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к сверстнику при взаимодействии в паре способствует применение комплекса методов и педагогических средств: решение проблемных ситуаций, дидактические игры, этические беседы, анализ художественных произведений, интегрированные занятия социального направления.
Коллективная дидактическая игра развивает у играющих навыки сотрудничества, эффективное взаимодействие на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов. В игре «Собери кораблик» дети играют парами. Игра построена таким образом, что без обращения к партнеру и установления деловых контактов с ним игровое задание не может быть выполнено. В игре «Минное поле» дети играют парами. Побеждает та пара, которая первой, без ссор и пререканий пройдет все десять мин. Участвуя в подобных играх, дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером. Важно и то, что найденная в игре атмосфера сотрудничества, взаимопонимания становится личностно значимой для ребенка и в дальнейшем.
Можно создавать пары для совместной работы дошкольников. Например, выполнение рисунка «Волшебные цветы», в котором дети выполняют задание поэтапно на одном листе бумаги, где один ребенок изображает фон, простым карандашом рисует цветы, а другой- их раскрашивает, оформляет контур. В такой работе дети, конечно, могут конфликтовать, проявлять недовольство или выдвигать претензии друг к другу. Тем не менее совместный труд и стремление к достижению лучшего результата положительным образом отражается на взаимоотношениях детей. Если дети начнут договариваться, кто какое действие будет выполнять, то это будет началом сотрудничества. Дети будут помогать друг другу; сложность работы, переживания за нее объединит и сблизит детей. По окончании этой работы необходимо подвести итог: намного легче и интереснее работать, когда дети поддерживают и помогают друг другу.
В дальнейшем работа в паре детей может быть организована без помощи воспитателя. Дети самостоятельно могут придумывать сюжет, распределять между собой обязанности. Главное, донести до детей мысль, что каждый ребенок может сделать определенный вклад в совместную работу.
При организации систематической и целенаправленной работы по формированию сотрудничества детей старшего дошкольного возраста в паре можно добиться, что взаимодействие в паре заинтересует детей, и они будут все чаще объединяться для того, чтобы получить положительный результат. Дети, которые между собой не дружили, если занять их какими-то играми, где они будут в паре взаимодействовать, найдут общие интересы и объединятся в своей деятельности.
Формированию сотрудничества старших дошкольников посредством технологии взаимодействия в паре способствует и элементарная трудовая деятельность детей. Детей 5–7 лет вполне можно привлекать к коллективному элементарному труду, распределяя их по парам, в ходе которого дошкольники усваивают следующие правила: прежде чем начинать работу, необходимо договориться с товарищем; быть внимательным, замечать, нужна ли помощь товарищу по паре; понимать, что вместе работа будет выполнена и лучше, и быстрее; если трудно, то необходимо попросить товарища по паре о помощи; не мешать друг другу выполнять порученное дело. В процессе работы следует подчеркивать правильное выполнение правил, одобрить старательность, моменты взаимопомощи.
Целенаправленная и систематическая работа по формированию навыков сотрудничества посредством технологии взаимодействия в паре у старших дошкольников дает положительные результаты. Дети приобретают опыт в проявлении заботы друг о друге, установлении доброжелательного характера во взаимоотношениях. Конструктивное сотрудничество в паре выступает как стимул различных действий и поступков, которые дети совершают без постороннего влияния, с желанием, готовностью. Такое сотрудничество становится не только формой взаимоотношений, но и мотивом поведения.