Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению
Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению
Автор: Половинкина Марина Александровна
ГБОУ города Москвы «Школа № 480 им. В.В.Талалихина»
Аннотация: В данной статье определены особенности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Готовность к школе – это этап в развитии ребенка, когда он готов учиться в формальной учебной среде и может делать это эффективно и без эмоциональных нарушений. Готовность относится не только к академическим навыкам, которые дети могут изучать в дошкольном учреждении. Это относится к не менее важным эмоциональным и социальным навыкам, навыкам развития языка, когнитивным навыкам и мелким и грубым моторным навыкам, которые дошкольники развивают как дома, так и в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: готовность к школе, психологическая готовность, старший дошкольный возраст.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Переход к школьному обучению полностью меняет весь образ жизни ребенка. В данном периоде жизни деятельность становится обязательной, ответственной, требующей постоянного организованного труда. Помимо этого, данная деятельность ставит перед детьми задачу преднамеренного и последовательного усвоения знаний, которые обобщены и систематизированы в основах наук.
В психологии существует несколько точек зрения при рассмотрении вопроса о готовности ребенка к школьному обучению. Ряд авторов под готовностью ребенка к школе подразумевают овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.
Другие специалисты в данной области считают, что готовность ребенка к школе является достижением такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.
А.И. Запорожец под готовностью к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.» [3].
Под психологической готовностью к обучению в школе Л.И. Божович подразумевает необходимый для успешного начала учебной деятельности ребенка уровень развития познавательных процессов, эмоциональной, волевой сферы, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться [2].
В трудах отечественных психологов заключается глубокий теоретический анализ проблемы психологической готовности к школе, уходящая своими корнями в работы Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др.
Исследователи данной проблемы говорят о том, что психологическая готовность к школьному обучению формируется у детей постепенно, начиная с момента рождения, посредством общения со взрослыми и сверстниками, игровой деятельности, посильного труда, и дошкольного обучения.
Содержание данного аспекта готовности к школе определяется системой требований, предъявляемых школой к ребенку. Данные требования по большей части заключаются в необходимости ответственного отношения как к школе, так и к учебе, произвольного управления собственным поведением, а также выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний.
Психологическая готовность к школе заключается в том числе и в овладении предпосылками непосредственно «школьных» психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у будущего первоклассника.
В рамках истории психологии выделялось великое множество способов определения психологической готовности дошкольника к школьному обучению.
Некоторые ученые и специалисты считали основным критерием достижение конкретной степени морфологического развития, к нему можно, например, отнести смену молочных зубов. Иные психологи проводили параллель между готовностью и умственным развитием. Третья группа авторов считала главным условием конкретный уровень психологического развития, и прежде всего личностного.
Степанова Н.А., Багаутдинова Н.А., в свою очередь, в качестве основных показателей психологической готовности к школе делают акцент на произвольности как основной предпосылке учебной деятельности и уровне сформированности семиотической функции, а также личностные характеристики, включающие особенности общения и развитие аффективной сферы и др. [6].
В трудах Е. Е. Кравцовой внимание заостряется на роли общения в развитии дошкольника. Автор выделяет 3 сферы: отношение к старшему, к сверстнику и к самому себе - уровень развития которых и определяет степень готовности к школе, а также определенным образом соотносится с главными структурными компонентами учебной деятельности.По мнению Е.Е. Кравцовой дошкольники с высоким уровнем сотрудничества и кооперации при этом имеют хорошие показатели интеллектуального развития [4].
Авторы Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков подразумевают под психологической готовностью к школе структуру, состоящую из учебно-важных качеств. Они считают, что разные качества оказывают различное влияние на успешность школьного обучения. Поэтому они выделяют базовые и ведущие учебно-важные качества, сильно влияющие на успешность усвоения программного материала [5].
В работах Л.И. Божович было выявлено два аспекта психологической готовности к школе: личностный и интеллектуальный. При этом важнейшая роль отводится именно личностному аспекту, а конкретно - развитию мотивационной и произвольной сфер [1]. Именно с точки зрения мотивационной сферы автор подходит к развитию произвольной сферы дошкольника, а именно появляющаяся к семи годам способность соподчинять мотивы своего поведения и деятельности.
Анализ литературы позволяет утверждать, что к концу старшего дошкольного возраста происходит формирование важнейших элементов волевого действия, а именно дошкольник уже способен поставить цель, принять решение и наметить план действия, а также исполнить его и проявить конкретные усилия в случае преодоления препятствия, при этом оценить результат собственного действия. При этом важно помнить, что все структурные компоненты волевого действия недостаточно развиты. Цели, которые дошкольник выделяет, часто неустойчивы и неосознанны, а удержание цели напрямую зависит от трудности задания и длительности его выполнения.
Об интеллектуальной готовности к школьному обучению судят по следующим признакам:
· дифференцированное восприятие;
· концентрация внимания;
· аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
· возможность логического запоминания;
· умение воспроизводить образец;
· сенсомоторная координация.
Дальнейшее развитие вышеуказанных идей о психологической готовности к школе содержится в трудах Н.И. Гуткиной. Именно она впервые в рамках данной проблемы предлагает рассматривать показатели уровня психического развития ребенка, при котором его целесообразно привлекать к обучению в школе, по принципу «необходимого и достаточного». Н.И. Гуткина определяет психологическую готовность к школе как необходимый и достаточный уровень психического развития дошкольника для начала освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников [2].
Автор предполагает, что психологическая готовность к школе — это интегративное понятие, состоящее из таких составляющих как: мотивационная готовность к школе, готовность в области произвольной регуляции поведения, а также интеллектуальная готовность и готовность в области речевой сферы.
Исходя из данной теоретической базы можно сделать вывод, психологическая готовность к обучению в школе считается комплексной характеристикой ребенка, раскрывающей уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Таким образом, под психологической готовностью к обучению в школе подразумевает необходимый для успешного начала учебной деятельности ребенка уровень развития познавательных процессов, эмоциональной, волевой сферы, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. Питер, 2017. - 398 с.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М . Просвещение. 1996
3. Запорожец А.В. Педагогические в психологические проблемы всестороннего развития и подготовки старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1972. № 4, с.11
4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика,1999. – 145 с.
5. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для» практикующих психологов, педагогов и родителей / Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. М.: ВЛАДОС, 2011. – 256 с.
6. Степанова Н.А., Багаутдинова Н.А. Подготовка ребенка к школе: содержание, требования, диагностика: методическое пособие – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 236 с.