Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.12.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сотрудничество детского и взрослого сообщества в процессе выявления, поддержки и развития детской одарённости

Дата публикации: 2021-02-22 14:07:40
Статью разместил(а):
Гулиева Айнур Эльдар кызы

Сотрудничество детского и взрослого сообщества в процессе выявления, поддержки и развития детской одарённости

Автор Гулийева Айнур Эльдар кызы

МБДОУ 7 "Солнышко", р.п Свердловский, г.о. Лосино-Петровский

 

Детская одарённость.

Будущее гораздо ближе к нам, оно совсем рядом: плачет, смеётся, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы, взрослое сообщество, поможем развиться их способностям и талантам.

Особое внимание в раскрытии, поддержке и выявлении детской одарённости уделяется семье. Именно в семье могут быть созданы благоприятные или неблагоприятные условия для проявления и дальнейшего становления таланта ребёнка. Задача педагогов нашего учреждения – способствовать активному диалогу с родителями и социумом для грамотного сопровождения одарённых детей, сохранения экологии одарённых детей, так как именно их интеллектуальные достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл.

Как показывает практика, родители изначально сталкиваются с комплексом самых разных затруднений. Психолого-педагогическая служба нашего дошкольного учреждения выделила несколько групп родительских проблем в отношении воспитания одарённых детей.

• Неправильное понимание одарённости.

• Диагностика одарённости.

• Выбор методик развития одарённых детей.

• Отношение родителей к одарённости своего ребёнка:

1. Неприятие факта одарённости. В этом случае родители считают, что «талант сам пробьёт себе дорогу», соответственно особого развития ребёнок не получает.

2. Отрицание факта одарённости. При этом родители испытывают страх перед особенностью ребёнка, воспринимая это как тяжкий труд, что создаёт ситуацию психологического дискомфорта у ребёнка.

3. Подчёркивание факта одарённости. Акцентирование внимания на развитии одного качества нередко приводит к серьёзным проблемам в дальнейшем.

Перед родителями встаёт масса вопросов, которые они адресуют нам, педагогам:

- Нужно ли особое развитие и обучение моему малышу?

- Как создать комфортные условия для развития способностей ребёнка?

Большинство родителей интуитивно чувствуют, что необычный расцвет интеллекта требует к себе осторожного, внимательного отношения. Психолого-педагогическая служба нашего дошкольного учреждения консультирует родителей в составлении для ребёнка собственной индивидуальной траектории развития, результаты которой находят своё отражение в детском портфолио. Родители имеют возможность получить консультацию и рекомендации психолога не только по предложению педагога, но и по запросам.

Наша цель – обеспечить психологическую подготовку родителей, необходимую для успешного стимулирования и развития потенциальных возможностей ребёнка.

Сотрудничество детского сада и семьи одарённого ребёнка начинается с поиска контактов, выработки желания общаться. Путём совместных размышлений о том, что необходимо развивать в ребёнке, сохранив неповторимость его индивидуальности, педагоги и родители устанавливают общие требования к поведению ребёнка. Укрепление сотрудничества в достижении общих целей идёт за счет реализации достигнутых договорённостей, реализации единых педагогических возможностей.

Педагоги детского сада разработали пошаговую модель взаимодействия воспитателя и родителей в решении задач активизации потенциальных возможностей ребёнка:

Шаг 1. Помощь семье в выявлении детской одарённости с использованием различной диагностики и стимульного материала. Работая в этом направлении, мы знакомим родителей с признаками одарённости (пиар-служба детского сада готовит стендовый и информационный материал, с комплексом диагностических методик. Родители являются соучастниками педагогических наблюдений, анализа особых умений и достижений ребёнка, создания банка данных.

Шаг 2. Отбор средств воспитания, способствующих развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений. Задача дошкольных спе-циалистов – помочь родителям создать комфортные условия для развития потенциала одарённого ребёнка, организовать развивающую среду дома, которая бы дополняла работу педагога.

Шаг 3. Обогащение знаний и представлений родителей о феномене одарённости. Этому способствует материал консультативного блока в виде брошюр, буклетов, электронных презентаций. А также участие родителей в совместных социальных проектах («Лисаковск – мой город», исследованиях («Вода – источник жизни»).

Другой уровень проблем, который можно выделить – одарённый малыш и общество. Центральный пункт этой проблемы – антиинтеллектуализм, распространённый в обществе. Основное следствие антиинтеллектуалистских установок – видеть своих детей такими, как все. Мы стараемся через родительские собрания и семинары довести до сознания родителей, что отрицание или игнорирование способностей ребёнка никак не может помочь ребёнку быть счастливым.

Для поиска, нового, необычного, интересного мы привлекаем различные ресурсы: информационные городские газеты, «Планета детства», «От сердца к сердцу», интернет-ресурсы. Таким образом, мы решаем крупную социальную задачу средствами принципиально нового механизма, а именно меж-секторного социального партнёрства.

Межсекторное социальное партнёрство рассматривается нами как процесс специально организованной совместной деятельности дошкольного уч-реждения с представителями различных социальных групп, прямо или косвенно заинтересованных в воспитании, образовании интеллектуально развитого поколения с целью повышения качества дошкольного образования, согласно Государственной программе «Балапан».

И если диалог с государственными и общественными структурами динамично развивается, то механизм партнёрства с коммерческими и частными структурами в решении вопроса построения образовательного пространства одарённых детей необходимо активизировать.

Психологом детского сада совместно с психологическими службами школ отслеживается уровень развития выпускников, их успешность в интеллектуальном плане. Необходимо обратить внимание педагогов начального звена на преемственность в построении образовательного маршрута детей с высоким показателем развития на основе портфолио. Сотрудничество с музыкальной и художественной школами через организацию концертов и творческих конкурсов позволяет выявлять таланты у детей и не давать им гаснуть.

Активное сотрудничество с родителями и социумом позволит нам избежать педагогических рисков в работе с одарёнными детьми. Благодаря партнёрству с взрослым сообществом нами уже достигнуты хорошие результаты: на областном конкурсе «Педагогические иновации – 2011» коллектив занял первое место, представив модель психолого-педагогического взаимодействия с родителями одарённых детей. А выпускники нашего дет-ского сада показывают достаточно высокий уровень интеллектуального раз-вития (72% детей имеют выше среднего или высокий уровень познавательного развития).

Сегодня все наши надежды связаны с поколением «новых людей», которые свою одарённость отдадут на благо людям. А мы, взрослое сообщество, должны подарить ребёнку веру в свои силы. Ребёнка должен сопровождать талантливый и влюблённый в своё дело педагог. Больше никаких усовершенствований образованию не нужно.

 

. . . . .

logo     
    
          
    
Регистрация СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г.
svid smi
                       
      Контакты   Обратная связь  
Свидетельство периодического
издания: ISSN 2713-1416
svid ISSN
technologi.site