Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Нетрадиционная форма проведения утренней гимнастики с музыкальным сопровождением

Дата публикации: 2021-05-31 20:55:23
Статью разместил(а):
Гусарова Марина Александровна

Нетрадиционная форма проведения утренней гимнастики с музыкальным сопровождением

Авторы: Гусарова Марина Александровна

Шитова Евгения Михайловна

МДОУ "Д/с № 92", г. Ярославль

 

Аннотация: В работе представлена нетрадиционная форма проведения утренней гимнастики для детей 3-7 лет с музыкальным сопровождением. Освещены вопросы изучения, значения и  методики проведения  в детском саду.

Ключевые слова: нетрадиционная форма, утренняя гимнастика, музыкально-ритмические композиции, детский сад.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Цель: Укрепить здоровье детей, создавая положительный эмоциональный настрой за счет систематического, профессионального  проведения основной образовательной деятельности, основанной на инновационных формах и методах воспитания.

Задачи: Способствовать художественно-эстетическому развитию; развивать психические процессы (внимание, память, воображение); учить детей владеть своим телом, согласовывать движения с музыкой; совершенствование двигательных навыков и общей физической подготовки.

Методике проведения утренней гимнастики в детском саду были посвящены исследования таких отечественных ученых как Шадрина И.В., Столярова Н.Н., Щукина Г.И., Виленкин Н.Я., Хухлаева Д.В., Кенеман А.В. и много других. Несмотря на то, что на сегодняшний день существует система разнообразных форм организации физического воспитания, и в том числе утренней гимнастики, на практике приходиться сталкиваться с традиционностью и недооценкой ее роли в  физическом развитии и воспитании привычки здорового образа жизни. А ведь перед утренней гимнастикой стоят особые цели –«пробудить» организм дошкольника, настроить его на продуктивный день, многостороннее, но умеренно воздействовать на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, содействовать развитию правильной осанки, предотвращать возникновение плоскостопия [6]. Анализ работ Ермаковой З.И., Ермак Н.Н., Осокиной Т.И., Тимофеевой Е.А., Шебеко В.Н., Шишкиной В.А. позволили сделать вывод о том, что утренняя гимнастики позволяет обеспечить полную раскованностью поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений [10]. 

Утреннюю гимнастику необходимо выполнять сразу после сна. Однако, в дошкольном учреждении с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака, после уже довольно энергичной, многообразной деятельности. В этом случае гимнастика преследует цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности [7].

Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактавные –активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех дошкольников, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утреней гимнастики расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине и порядку. Так же  у детей, регулярно занимающихся утренней гимнастикой значительно лучше происходит сопротивляемость организма к болезням. Утренняя гимнастика это отличный способ приобрести заряд энергии, прилив сил и бодрости. Она способствует физическому развитию, укреплению двигательного аппарата. Так как утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, велико ее организационное значение.

И все-таки не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять. Бывает так, что ребенок сначала не проявляет особого желания, когда, мы взрослые, предлагаем ему заняться этим полезным делом-зарядкой. Как же приучить детей к утренним упражнениям? Что нужно сделать, чтобы дети сами хотели и систематически, каждое утро делали утреннюю гимнастику?

Мы предлагаем проведение утренней зарядки в нетрадиционной форме, а именно, основную часть заменить музыкально-ритмической композицией. При использовании нетрадиционных методов в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъема, снижения заболеваемости [8]. Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, но и обеспечивает их полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям спортом, а так же поддерживает эмоциональное состояние каждого воспитанника.

Танцевально-ритмические композиции тренируют координацию движений, равновесие, моторику; развивают музыкальный слух, чувство ритма, эстетических вкус, благодаря танцам дети учатся понимать, слушать музыку и чувствовать ее; развиваются моральные и нравственные качества; раскрываются таланты и творческий потенциал; развивается интеллект, любознательность, целеустремленность; дети становятся более дисциплинированными, спокойными, внимательными; формируется красивая осанка, походка; помогают поднять самооценку, не бояться трудностей,  избавиться от неуверенности и страхов, делают детей более устойчивыми к стрессам, снимают напряжение и мышечные зажимы; улучшают настроение.

Всегда танцевальная деятельность вызывала и вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению танцевальной деятельности с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детский танец ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствуют всестороннему развитию ребенка. Так что же такое "танцевальная деятельность?" Прежде всего - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети, как хорошие актеры через пластику легко показывают любое состояние, изображают любой образ, умеют жить в созданном образе. Танец - это не только забава, но и творческий труд. Движение, ритм, музыка – эти слова неразрывно связаны между собой. Движение и ритм окружают нас повсюду.

Музыка, а в ее основу заложен ритм, действительно, является одним из самых выразительных средств общения между людьми и их самовыражение. Музыка связана с танцем посредством ритма - последовательности звуков и пауз различной продолжительности. Танцы - это комбинация ритма и движения, тогда как музыка - это сочетание ритма и звука. Так как мы привыкли чувствовать и слышать ритмы, то, заслышав ритмичную музыку, нам трудно побороть желание пуститься в пляс. Таким образом, танец и музыка неразрывно связаны между собой.

Ритм и координация движений - наиболее важные аспекты танца. Ребенок должен научиться согласовывать свои движения с ритмом музыки. Музыкальный ритм, с его сменой скорости движения, остановками по сигналу и изменениями силы движения, облегчает работу мышц, вносит большую долю эмоциональности, которая разнообразит и оживляет все задания на участие волевых центров, позволяя придавать большей части работы вид игры. Так как вся двигательная проработка исходит из законов музыкального ритма. Здесь полезным музыкальным материалом может служить хорошо знакомая детям песня, ее самый короткий отрезок. Песенный материал - хороший помощник в музыкальной части работы. С песни удобно начинать работу по структуре музыкальной фразы, здесь пригодна песня с повторяющейся ритмической темой.

Ритм способствует формирование пространственных ориентировок, развитие пространственного мышления и воображения. При помощи ритма происходит совершенствование навыков основных движений (различные виды ходьбы, бега, подскоков, боковой галоп). Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринимать музыкальное произведение, музыкальный образ. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение ребенка.

Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Красивые движения, разученные на занятии, ребенок с радостью, интересом будет выполнять и дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте. Ритмика закладывает надежный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребенка, для его серьезных занятий танцевальным творчеством, формирует любовь к танцам, движению на всю жизнь. 

Музыка для музыкально-ритмических композиций подбирается с учетом возрастных, физических и психических особенностей детей. Используются песни российских и зарубежных исполнителей, а так же современных детских групп, таких как «Барбарики», «Непоседы», «Волшебники двора», «Талисман», хор «Великан» и другие.

Методы и приемы работы при разучивании музыкально-ритмической композиции: наглядно-слуховой, используется при ознакомлении детей с музыкальным произведением; наглядно-зрительный двигательный метод, используется при показе отдельных танцевальных элементов и композиции в целом; словесный, который очень важен, потому что без правильного четкого объяснения нельзя добиться положительного результата, используется при пояснении хода выполнения движений, многократном повторении и подаче нового материала.

В процессе освоения танцевального материала выделяют три этапа обучения. На первом этапе опираются на способность детей к подражанию, поскольку дети повторяют все движения автоматически, подражая взрослому. Второй этап характерен тем, что время от времени прекращаем показ в процессе совместного исполнения и предлагаем детям продолжать исполнять движения самостоятельно, для тренировки произвольного внимания и памяти. На третьем этапе у детей происходит формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения, владеть собственным телом, тонкостью музыкального восприятия.

Тематика композиций разнообразна: о маме, папе, о семье, о дружбе, о временах года, о здоровье,  о животных, об окружающем мире. Музыкально - ритмические композиции, разученные на зарядке, успешно используются в другой основной образовательной деятельности, а именно на музыкальных и физкультурных праздниках и развлечениях. А так же стало нашей традицией использование разученных музыкально-ритмических композиций в концерте на общем родительском собрании. Мы решили проблему  с опозданием детей в детский сад, так как детям очень нравиться такая  форма проведения гимнастики. Одна музыкально-ритмическая композиция рассчитана на 1-2 недели, в зависимости от сложности выполнения.

Список  используемых  музыкально-ритмических композиций:

1. «Мурлыка».

2. «Белая березка».

3. «Бескозырка белая».

4. «Енот».

5. «Чунга-чанга».

6. «Недетское время».

7. «Песенка про дождик».

8. «Четыре попугая, котенок и щенок».

9. «Мир, который нужен мне».

10. «Мишка Гуммибер».

и т.п.

Пример музыкально-ритмической композиции «Зарядка» для детей 5-7 лет.

Дети стоят врассыпную.

Припев:

«Э-эй,» -дети  выставляют правую ногу вперед и выбрасывают правую  руку, пальцы сжаты  в кулак, вперед.

«У-ух,»- дети  выставляют левую ногу вперед и выбрасывают левую  руку, пальцы сжаты  в кулак, вперед.

«В здоровом теле здоровый дух!» – дети стоя на месте, руки разведены чуть в стороны и согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак выполняют смыкающие движения руками перед собой 4 р.

«Э-эй, у-ух,» -повторение движений по тексту

«В здоровом теле здоровый дух !»

1 куплет:

«Рано утром просыпайся» –дети встают из положения сидя на корточках, поднимают руки вверх.

«Позитивом заряжайся» – дети поочередно перекрестными движениями поднимают правую ногу, согнутую в колене, и локтём левой руки дотрагиваются до коленная, затем левую ногу и правую руку.

«И с друзьями  собирайся» – дети встают в и.п.:ноги на ширине плеч.

«Чтобы зарядку делать так!» - рукой, затем лев. рукой делают круговые движения («зазываем друзей») 2 р. каждой рукой.

«Руки энергично» - дети  поочередно ставят руки на пояс, затем поочередно поднимаю вверх.

«Хлопают ритмично» – дети выполняют хлопки над головой 4 р.

«В ярком ритме этом» - дети  поочередно ставят руки на пояс, затем поочередно опускают вниз.

«Танцует вся планета» –дети выполняют хлопки, поочередно спереди, сзади 4 р.

«На зарядке зажигай,» - дети стоя на месте, поднимают руки вверх и трясут кистями рук.

«И давай, давай, давай!» – дети выполняют бег на месте, высоко поднимая колени.

Припев: повторение движений по тексту.

2 куплет:

«Головы ребячьи» - дети стоят в и.п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс, «Крутятся как мячик», - выполняют наклоны головы в правую и левую стороны.

«Словно в океане борт» - дети стоят в и.п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс, выполняют круговыедвижения.

«Наш качается живот» - движения туловищем.

«На зарядке зажигай», - дети стоя на месте, поднимают руки вверх и трясут кистями рук.

«И давай, давай, давай»! – дети выполняют бег на месте, высоко поднимая колени.

Припев: повторение движений по тексту.

 

Список литературы:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. Пособия/И.Е. Аверина. — 4-е издание. -М.: Айрис- пресс, 2008. — 144с.

2. Бабина К.С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду: Пособие для воспитателя дет, сада — М.: Просвещение, 1978. — 96 с.3.

3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет. Фонд «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост» 2015г. -196с.

4. Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду. — М.: Сфера ТЦ, 2008. — 128 с.

5. Голицына Н.С. Нетрадиционная занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. — М.: «Скрипторий 2003», 2006. -72 с.

6. Горина Е.В. Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика для дошкольников / Горина Е.В., Фомина Н.А. // Начальная школа плюс до и после. – 2005. — № 10. – С. 11-13.

7. Ерофеева Т.И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений//. М, 2009г. С- 170, 99, 2-12.

8. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации Минобразования РФ. — Нижний Новгород, 2002.

9. Змановский Ю.Ф. Роль комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников в подготовке их обучения в школе // Роль физического воспитания к обучению в школе. СБ. Науч. тр. / НИИ общей педагогики -Москва. 2010.-С. 3-13.

10. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. З.И. Бересневой.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 32 с.

 

. . . . .