Развитие монологической речи в процессе обучения составлению повествовательного рассказа
Развитие монологической речи в процессе обучения составлению повествовательного рассказа
Автор: Родионова Марина Сергеевна
г. Иваново
Для развития связной речи детей мы учим пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.
Учить детей рассказывать – это формировать их связную речь. У детей развитие связной речи осуществляется на занятиях и в повседневной жизни.
Приемы обучения детей рассказыванию, которые я использую в своей работе:
1. Образец речи (рассказа) педагога - краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.
Мой рассказ служит образцом для детей. Он имеет следующие качества: связанность, содержательность, последовательность. Это коротенькие рассказы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком без лишних украшательств. Для детей подготовительной группы я составляю рассказ из 12 предложений.
2. План рассказа - это 2—3 основных вопроса (пункта, определяющих содержание и последовательность изложения; В подготовительной к школе группе полезен такой дополнительный прием ,как воспроизведение плана детьми: я, не употребляя термин «план», предлагаю детям про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать, и вызываю одного-двух детей для ответа вслух). План сообщаю четко, отделяя паузами один пункт от другого.
3. Составление рассказа по частям - на некоторых занятиях я использую составление рассказа по частям. Этот прием облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшается объем заданий. Благодаря ему занятие становится более разнообразным, интересным, а содержание рассказов полнее и глубже; кроме того, удается спросить большее количество детей.
4. Вопросы, элементарные указания, упражнения - существенное место на занятиях по развитию речи занимает прием - указания. Указания адресую всем детям или одному ребенку.
Указания к рассказыванию формулирую кратко, просто, чтобы дети правильно их поняли и запомнили.
Примеры указаний, которые я озвучиваю детям:
«Расскажите, как вы провели праздник 1 Мая: куда вы ходили, с кем, что вам больше всего понравилось».
«Дети, вспомните нашу экскурсию осенний лес. Вспомните интересный случай во время нашей прогулки. Расскажите, что вам больше всего запомнилось».
5. Демонстрация наглядного материала – для того, чтобы ребёнок опирался в процессе рассказа и пересказа, я использую различные средства наглядности на занятии:
· Иллюстрации к рассказам;
· Картины для составления рассказа – пейзаж, натюрморт;
· Схемы-опоры;
· План рассказа;
· Предметные картинки и муляжи;
· Сюжетные картинки (не менее 6).