Музыкальные игры как средство развития детской инициативы в дошкольном возрасте
Музыкальные игры как средство развития детской инициативы в дошкольном возрасте
Автор: Шилина Татьяна Георгиевна
МАДОУ «Детский сад № 398», г. Казань
Аннотация: В этой статье описана роль музыкальных игр в развитии детской инициативы познавательной деятельности, а также приведены примеры музыкальных игр для младшего и среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: развитие детей, самовыражение, музыкальная игра, детский сад.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Инициатива в познавательной деятельности проявляется, если у ребенка сформированы основные базовые функции и умения. В дошкольном возрасте у нас есть возможность корректировать эмоциональные, психические процессы развития. На музыкальных занятиях удается создать условия, в которых ребенок продолжительное время способен сохранять активность и интерес к происходящему. Погружаясь в музыкальную игру, головной мозг активизируется, и непосредственным образом включаются множество психических процессов.
Музыкальные занятия помогают стимулировать речевую деятельность, формируют внимание, развивают сенсомоторные навыки, эмоционально-волевую сферу. Особое внимание необходимо уделять проявлению индивидуальности, самовыражению, при этом принимая и уважая личность другого человека. Все эти качества учат коммуникации, взаимодействию, учат вести диалог. Большую роль играет личность педагога, то, как он сумеет организовать игровой процесс, увидев уникальную личность в каждом ребенке, похвалит и выделит сильные стороны.
Чувство собственного успеха помогает детям быстрее пройти этапы развития и наша задача подкреплять это чувство, поощрять попытки самовыражения.
Представляю музыкальную игру для младшего и среднего дошкольного возраста.
Поем под сопровождение фортепиано следующую песню:
«У тетушки Натальи было семь котят (2 раза)
Мяу, мяу, мяу, мяу, так они кричат» (2 раза).
Далее дети предлагают свой вариант животных, и мы поем про них. Дети любят эту игру, в ней включается фантазия, эмоционально-волевая сфера, развивается умение слушать и поддерживать инициативу другого ребенка.
Следующая музыкальная игра для этого возраста «Кот и мыши». Дети идут хороводным шагом вокруг «кота» (взрослый) и поют:
«Мыши водят хоровод, а на стуле дремлет кот,
Тиши мыши не шумите, кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька кот, разобьёт весь хоровод»
Далее кот просыпается, мяукает, дети убегают и садятся на стульчики (норки).
Здесь важно научить детей раньше времени не убегать, а допеть песню и дождаться, когда кот мяукнет. Эта игра учит предвосхищать, планировать свои действия, регулировать активность, а также учит терпению и вниманию, освоению пространства.
Музыкальная игра – это универсальное средство воздействия на познавательную сферу, она позволяет вовлечь в процесс за счет эмоционального заражения, интереса, подражания и самовыражения. Умение слушать и слышать, коммуникативные навыки, планирование своих действий – все это помогает быстрее адаптироваться ребенка в школе.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С.Выготский / под ред. В.В. Давыдова. – М: Педагогика – Пресс, 1996. - 536с.
2. Гудкин Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2013.
3. Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога / И.С. Константинова. – 2-е изд. - Электрон. текстовые дан. М.: Теревинф, 2015.
4. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др./науч.ред. Л.А. Парамонова и др. – М.: Просвещение, 2003. – 335с.