Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-08-25 18:13:07
Статью разместил(а):
Васильева Татьяна Евгеньевна

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Автор: Васильева Татьяна Евгеньевна

ГБОУ "Школа №1368", г. Москва

 

Аннотация: Семья – это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на его комплексное развитие.

Ключевые слова: семья, логопедия, забота, педагогика, игры.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

За последние годы резко возрос процент детей с речевыми нарушениями. Каждый ребёнок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребёнку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребёнка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и педагоги детского сада, который посещает ребёнок, но и родители ребёнка. Эффективная коррекция речевых возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателей и родителей дошкольника.

Не секрет что в наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или обучающие игры на компьютере  не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая - межиндивидуальная - функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера.

Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими людьми. Родители знакомят ребенка с категориями и символами, учат его тому, как переводить сложный мир в представления и слова. Эти концептуальные средства являются для ребенка теми поддерживающими конструкциями, которые он использует для понимания мира и выражения собственного места в нем.

Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка ответить на эти вопросы.

Аспекты необходимые для залога правильной речи:

1. Выполнение артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

2. Упражнения на развитие речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

3. Игры на развитие мелкой моторики.

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. 

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи 

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять, 

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. 

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. 

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории, 

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Не секрет что в наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или обучающие игры на компьютере  не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

В заключение хотелось бы обратить внимание родителей на собственную речь. Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя, их друг от друга паузой. Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т.к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию. Разговаривать с сыном или дочкой нужно ласково, весело, вызывая ответные положительные эмоции. Стихи, потешки читайте выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении обычно веселых, радостных потешек, стихов, малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать подражать взрослому, отвечать на вопросы.

Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение  и сформировать  полноценную гармоничную личность.

 

Список литературы:

1. Архипова Е.Г. Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников / Е.Г. Архипова // Проблемы педагогики. – 2015. – № 6 (7). – С. 24-27.

2. Власова Ю.Ю. Роль семьи в воспитании детей / Ю.Ю. Власова // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 2 (9). – С. 61-63.

3. Зайнуллина З.Н., Сабирова Г.М., Шавалиева Р.Ж. Формы работы с родителями по развитию речи у детей дошкольного возраста / З.Н. Зайнуллина, Г.М. Сабирова, Р.Ж. Шавалиева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 1 (4). – С. 190-192.

4. Ивакина А.Д. Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста / А.Д. Ивакина // Теория и практика современной науки. – 2016. – № 4 (10). – С. 913-916.

5. Михайлова Н.В. Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника / Н.В. Михайлова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 44. – С. 217-222.

6. Шурманова С.В. Взаимодействие воспитателей и родителей как партнеров по развитию речи у детей дошкольного возраста / С.В. Шурманова // Филологическое образование в период детства. – 2015. – Т. 22. – С. 102-106.

7. Чепурина Л.В. Роль педагога домашнего образования в развитии речи детей дошкольного возраста / Л.В. Чепурина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2014. – № 2. – С. 120.