Создание развивающей предметно-пространственной среды групп раннего возраста
Создание развивающей предметно-пространственной среды групп раннего возраста
Автор: Топал Валентина Семеновна
МБДОУ "Д/С № 17", г. Чехов
Пространственное размещение материалов в группе делается с использованием принципа нежёсткого зонирования.
Элементы среды:
1. «Умные любопышки».
Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках: движении, питании, росте.
Атрибуты: Цветущее растение с крупными листьями. Предметы по уходу за растениями: лейки, тряпочки, тазы. Картинки с сезонными изменениями природы, отражающие части суток (день, ночь), состояние погоды. Природный материал для исследования: песок, вода, глина, разные виды бумаги, краски, пластилин. Примечание: материал хранится в ящиках, емкостях.
2. Центр познавательного развития «Дидактический стол».
Формирование первоначальных представлений ребенка об окружающем мире, интереса к нему, накопление чувственного опыта.
Атрибуты: дидактические игры по различению цвета, формы, величины, пирамидки, матрешки, вкладыши, шнуровки, застежки, дидактические коврики, выполненные в восьми цветах с различными силуэтами животных; дидактические игры: лото (ботаническое, зоологическое, транспорт, мебель, посуда и т.д.), домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками.
Серии картинок (тематические альбомы: мебель, одежда и др.).
Ростомер в виде игрушки (змейки, осьминога).
Координационные коврики со следами рук и ног.
Стол для игр с песком и водой (плавающие игрушки: рыбки,
Примечание: игрушки могут быть подвешены на уровне глаз ребенка, помещены в тазик с водой, на стол.
3. Центры творчества «Веселые нотки», «Театрики».
Стимулирование детской активности по овладению миром прекрасного.
Атрибуты: Доска, рулон обоев или других материалов для рисования, который легко крепится к рейке и снимается.
Материалы для свободного рисования, лепки (карандаши, фломастеры, бумага, пластилин, доски).
Фланелеграф, силуэты предметов для аппликации.
Театральный уголок: различные виды пальчиковых кукол; шапочки к сказочным персонажам; театр картинок (фланелеграф, «Живая картинка»); настольный театр игрушек, ширма.
Музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, ксилофоны, металлофоны, треугольник.
Музыкально-дидактические игры, игрушки-забавы.
4. Уголок двигательных игрушек.
Развитие двигательных навыков, формирование представлений о свойствах и качествах предметов.
Атрибуты: коляски, легковые и грузовые машины, заводные машины, машины на верёвочках, тележки, каталки, автобусы, теплоход, лодка и т.д.
5. Центр развития конструкторских способностей «Юные строители».
Приобретение детьми первоначального опыта конструктивной деятельности.
Атрибуты: крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки, средний строительный материал (деревянный, пластмассовый).
6. Центр развития движений «Маленький крепыш».
Формирование умения использовать для двигательной деятельности имеющиеся условия.
Атрибуты: Мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки, флажки, мешочки с песком, ленточки, кубики, шишки, шапочки, медальки для подвижных игр, горка, различные игрушки-качалки, каталки (на веревочке), резиновые и надувные мячи.
7. «Уголок ряженья».
Формирование адекватного представления о себе, осознанного и положительного отношения к самообслуживанию.
Атрибуты: Зеркало, передники, юбочки, косынки, шляпки, веночки, сумочки, пелеринки, сундук. Куклы с комплектом одежды, шляпы. Индивидуальные коврики, ширмы разного уровня, мягкие игрушки и пр.
8. «Уголок уединения».
Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы.
9. Игровой центр.
Создание условий для проявления в игре способов действий с предметами окружающего мира.
Атрибуты: Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Автобус», «Поликлиника».
Предметно-тематические образные игрушки: куклы, животные, различные по материалу, из которого они изготовлены (пластмассовые, резиновые), размеру (большие, средние, малые), отражающие различный возраст человека или животного (куклы-младенцы, взрослые и т.д.), половую принадлежность человека (мальчики и девочки); профессии.
Игрушки-забавы.