Игровые культурные практики как средство социально-коммуникативного развития детей
Игровые культурные практики как средство социально-коммуникативного развития детей
Автор: Гурьянова Диана Владимировна
МДОУ «Детский сад «Рябинка» МО «Мелекесский район», Ульяновская область
Аннотация: в статье описан опыт внедрения в образовательный процесс игровых культурных практик и их влияние на социально - коммуникативное развития ребёнка.
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, дошкольники, культурные практики.
ФГОС дошкольного образования важное место отводит социально-коммуникативному развитию ребенка, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ряд стратегических направлений обновления образования, в том числе и дошкольного.
Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста изучались Журавлевой С.С., Козловой С.А., Лисиной М.И. Вопросы присвоения ребенком общественного опыта в ходе социализации рассматривались Выготским Л.С.
Одной из важных задач современной дошкольной педагогики остается разработка средств формирования социально-коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии.
Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья.
Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который становится фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации. С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
Культурные практики – это освоение культурных норм в повседневной деятельности и накопление опыта общения, способов познания, коммуникации и сотрудничества.
Виды и формы культурных практик: совместная игра воспитателя и детей, ситуации общения, сенсорный и интеллектуальный тренинг, коллективная и индивидуальная трудовая деятельность, творческая мастерская, музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия), детский досуг, развлечения, проектная деятельность.
Все использованные нами практики были распределены на два взаимосвязанных модуля: совместные игры педагога и детей, коммуникативные ситуации.
В первом модуле наиболее интересными и эффективными стали сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, словесные игры, подвижные игры.
1. Сюжетно-ролевая игра требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и оказывает большое влияние на развитие их взаимоотношений, на усвоение ими социальных норм, на развитие личности ребенка в целом. Мы проводили бытовые и производственные сюжетно-ролевые игры, затронули такие темы, как «Семья», «Парикмахерская», «Детское кафе», «Автобус», и др.
Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети договаривались и по своей воле выбирали партнеров, сами устанавливали игровые правила, следили за их выполнением, регулировали взаимоотношения. Но самое главное - в игре дети учились правилам поведения и навыкам общения со сверстниками.
2. Также для объединения дошкольников в подгруппы, их взаимодействия мы использовали игры-инсценировки и игры-драматизации, в которых даны хорошо знакомые им сюжетные тексты с последовательностью игровых действий.
3. Для воспитания культуры взаимоотношений мы проводили такие дидактические игры как: «Добрый-злой мяч», «Менялки игрушек». В этих играх мы формировали дружеские взаимоотношения, учили детей договариваться о совместных действиях.
Например, игра «Меняемся пуговицами» побуждала детей дружески договариваться друг с другом, сотрудничать. Формируя доброжелательное отношение ко всем членам группы, проводили такие дидактические игры как: «У нас все хорошие», «Похвали соседа», «Люблю своих близких».
Играя в «Цветик-семицветик» воспитанники учились делать правильный выбор, ставить общественные интересы выше своих.
Проводились и словесные игры "Вкусные слова" (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), "Цветок красивых слов" (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово), "Река вежливости" (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару), "Кто больше скажет?" (волшебных слов) и т.д. При участии в этих играх у детей формировалось такое важное качество, как общительность.
В играх мы применяли наглядный художественно оформленный материал, придумывали игровые моменты и действия, прибегали к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Особое значение мы уделили подвижным играм. Так с детьми мы играли в такие игры как «У медведя во бору», «Жмурки», «Салочки», « Дракон кусает свой хвост»( в ходе которой у ребёнка развивается быстрота реакции, координации и групповая сплоченность), «Сороконожка» и др.
Во время игры дети примеряли на себя разные роли, учились общаться со сверстниками, учились действовать сообща и добиваться успеха не только для себя, но и для коллектива.
Во второй модуль мы включили ситуации, несущие проблемный характер, направленные на развитие у детей умений взаимодействовать с окружающими.
Вместе с любимыми персонажами дети проживали какие-то моменты, учились сопереживать, помогать, сравнивать их поступки со своими, оценивать положительные и отрицательные действия. Ситуации «Добрые поступки», «Хвастунишки», «Подарок» и другие побуждали ребенка регулировать взаимоотношения со сверстниками, устанавливать эмоциональные личностные контакты.
Для развития диалогического общения, умения входить в контакт, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы, мы подбирали ситуации «Приятные слова», «Разговор по телефону», «Вопрос - ответ», «Я радуюсь, когда ...». Уделялось внимание тому, чтобы все поочередно высказывались, не перебивали, выслушивали друг друга. Отвечающий ребенок держал «волшебную палочку», затем давал ее другому. Так «палочка» помогала в воспитании умения слушать товарищей. Для успешного взаимодействия стараюсь наладить отношения между детьми, привлекать их внимание к достоинствам сверстника, ласково называли и хвалили партнера по игре. Культурные практики, которые возникали у ребят спонтанно, неожиданно, принимались и поддерживались. Детская инициатива в разной деятельности является самым высоким уровнем коммуникативного развития.
Нами была организована предметно-пространственная среда, (плакат «Правила поведения», демонстрационный материал «Уроки доброты», альбом «А как поступишь ты»).
Была пополнена детская библиотека книгами «Добрые сказки», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Друзья-товарищи», «Вовка - добрая душа».
Для организации самостоятельных сюжетно-ролевых игр, активизации детских диалогов в игровом центре разместили материал и соответствующую атрибутику (куклы, животные, наборы мебели, лоскутки ткани, палочки и др.). Некоторые атрибуты к игре были изготовлены совместно с детьми, с привлечением родителей.
В результате расширения моего педагогического опыта я пришла к выводу, что именно игровая культурная практика обеспечивает развитие основных показателей социально-коммуникативного развития детей: у ребенка совершенствуются коммуникативные умения, в игре он «отрабатывает» возможные ситуации взаимодействия с учетом конкретной социально ситуации в игре, закрепляют свои представления о жизни, в соответствии с сюжетом ребенок примеряет на себя различные социальные роли, учится вербальному и невербальному общению. Играя, ребенок приходит к пониманию общественной сущности всех вещей – каждое действие, каждое слово имеют смысл для какого-то человека. Постепенно у ребёнка складывается понятие о ведущей роли человеческих взаимоотношений.
В результате применения игровых практик у детей чаще появляется желание самостоятельно проводить игру, свободно вступать в диалог друг с другом и воспитателем. Ребята стали относятся друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, используют в общении вежливые слова и выражения.
Список литературы:
1. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.
2. Киндерова О.И. Культурные образовательные практики – эффективное средство развития интересов и познавательных действий дошкольников // Молодой ученый. 2017. № 8. 337-340 с.
3. Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание, 2002, № 4, 7-14 с.
4. Козлова С.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: современный аспект // Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. М: ООО «Русское слово». 2015. 11-16 с.