Сказкотерапия как инновационный метод работы с детьми с ОВЗ
Сказкотерапия как инновационный метод работы с детьми с ОВЗ
Авторы:
Телегина Екатерина Алексеевна
МДОУ ЦРР "Д/с № 4 "Светлячок", г. Серпухов
Шелевер Светлана Юрьевна
МДОУ "Д/с № 24 "Капитан", г. Химки
Аннотация. Инновационные методы воздействия в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Сказкотерапия — метод, известный давно. Во все времена дети, да и многие взрослые, любили, да и любят слушать сказки. Используя данный метод в логопедической практике, можно достичь успеха в процессе обучения ребенка, особенно в развития речи.
Ключевые слова: сказкотерапия; мелкая моторика; артикуляционная моторика.
В настоящее время, характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличивается. Возникает необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. В поисках новых форм и методов работы происходит интеграция в логопедию знаний смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм является сказкотерапия.Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений.
Для логопедической работы с детьми, которые имеют тяжелые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: развитие речи (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и умение сочинять свои).
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Сказкотерапия способствует закреплению положительного эффекта не только в развитии личности, но и в развитии связной речи ребенка, поэтому мы используем элементы сказкотерапии в своей практике.
Артикуляционные сказки (развитие артикуляционной моторики).
Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на логопедических занятиях, можно отнести принцип повторяемости. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Дети очень любят играть, и когда мы объединяем отдельные артикуляционные упражнения в сказочный сюжет, то они сами становятся активными участниками этой сказки. Логопедические сказки включают в себя целый комплекс упражнений. Желательно посадить ребенка напротив зеркала. Он должен наблюдать движения своего языка, рта и лицевых мышц. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Такая игра должна продолжаться не более 10 минут.
Сказки действуют не только, как артикуляционная гимнастика, но развивают фонематический слух. В логопедической сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания, развитие общих речевых навыков.
Фонетические (озвученные) сказки.
Основной задачей фонетических сказок является развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, дыхания. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок(фраз), стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. К основным задачам в работе над развитием речевого дыхания следует отнести: - выработку свободного, плавного, удлиненного выдоха специальными игровыми упражнениями; воспитание умения произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе путем подражания речи взрослого.Развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность), формированию представления об основных принципах построения связного высказывания(обращение-побуждение, обращение-вопрос, обращение-сообщение)способствует работа со сказкой.Выработке правильного речевого дыхания могут помочь забавные игры-сценки.Для формирования мелодико – интонационной стороны речи разработаны сценки-диалоги. Их можно показыватькак отдельно, так и включать в структуру занятия. Составленные стихотворные диалоги учат детей умению общаться, вести беседу, отвечать на вопросы, использовать в речи различные интонации, подбирать правильный темп, изменять силу, высоту голоса, отрабатывать правильное речевое дыхание.
Пальчиковые и лексико-грамматические сказки.
Дети легко запоминают необычное, фантастическое, забавное. Л.С.Выготский говорил, что «... из всех форм творчества словесное творчество является самым характерным для детского возраста». Прочитав сказку, поговорите с ребенком о ней, задайте вопросы по сюжету, объясните непонятные слова. Выполните вместе с малышом рекомендованные упражнения, используя игровую ситуацию: перекидывание мяча или соревнование «Кто придумает больше слов». Наконец попросите ребенка самостоятельно рассказать сказку. Следите зaправильным использованием грамматических форм.
Многократное повторение игр-упражнений, повторный пересказ сказки или рассказа поможет ребенку почувствовать и понять закономерности словообразования.
Чтение некоторых стихов можно сопровождать выполнением гимнастики для развития мелкой моторики: поочередно загнуть и разогнуть пальчики на обеих руках. Подобные упражнения способствуют развитию внимания, памяти, благотворно влияют на речь, пальчики становятся гибкими. Это поможет малышу овладеть навыками письма в школе.
Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру. С этой целью можно использовать такую традиционную форму работы, как пальчиковый театр, особенно с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения (ОНР, заикание), ярко выраженную мелкую и артикуляционную недостаточность.
Пальчиковый театр:
- развивает внимание, мышление, память, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка, т.е. стимулирует речевое развитие;
- помогает убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимает умственную усталость;
- развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма.
Прежде всего следует порекомендовать родителям сводить своего ребенка в настоящий театр на различные детские представления или организовать просмотр детских спектаклей в домашнем кинозале.
Для организации театра в группе сначала нужно сделать вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что театр ваш необычный — пальчиковый: «Пальчики — актеры, а мы с вами — режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков можно сделать из бумаги, ткани или другого безопасного материала, включив в эту работу и родителей.
Как в настоящем театре, проводится подготовка к спектаклю: оформляется сцена, распределяются роли, изготовляются костюмы, проводятся репетиции. Когда будет все готово, можно приступать к обучению — игре. Старайтесь больше уделять внимания своим детям, не забывайте хвалить их, и они порадуют вас своими достижениями.
Пальчиковая сказка «В деревне».
Цель:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Согласовывать речь с движениями.
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным, птицам.
- Развивать воображение, внимание, память.
Оборудование: Макет деревни на каждого ребенка, в котором: дом, пальчиковый театр — дедушка, бабушка, внучка, Жучка; плоскостная репка; котенок — прищепка; заводная игрушка — цыпленок; блюдце, зернышки.
Ход
Логопед. Жили-были в одной деревушке да в маленькой избушке бабушка (просит надеть куклу на большой палец правой руки) и дедушки (на указательный). Жили они, поживали, добра наживали. А еще жили с бабушкой и дедушкой внучка (на средний палец), Жучка (на безымянный) и кошка (на мизинец). Жили они дружно, всегда друг другу помогали. Вот как-то раз захотелось дедушке с бабушкой каши вкусной. Пошли они в огород сорвать репу.
Пальчиковая гимнастика «Репка».
Тянут, тянут бабка с дедкой, Дети вытягивают большие пальцы.
Из земли большую репку. Указательные.
К ним пришла тут внучка, Средние.
Подбежала Жучка, Безымянные.
Кошка тоже потянула. Мизинцы.
Хоть держалась крепко, Берут репку.
Вытянута репка! Поднимают руки вместе с репкой.
Сварила бабушка вкусную кашу и угостила всех: дедушку, внучку, Жучку и кошку. А у кошки был котенок, который очень любил играть. Поиграем с ним?
Пальчиковая гимнастика «Котенок» (с прищепкой).
При произнесении каждого слова дети «кусают» прищепками пальчики, начиная с указательного в прямом и обратном направлении со сменой рук.
Кусается сильно котенок глупыш,
Прищепка «кусает» каждый палец.
Он думает: это не палец, а мышь,
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться — скажу тебе: «Кыш!»
Логопед. Наигрался котенок, посадите его отдохнуть. А теперь посмотрите, на птичьем дворе у дедушки с бабушкой живет цыпленок. Его хозяйка кормит зерном. Давайте и мы покормим.
Пальчиковая гимнастика «Накорми цыпленка».
На каждое слово ребенок берет из тарелочки зернышко и кладет в миску.
Зернышки все, что хозяйка давала,
Цыпочка клювом по штучке клевала.
Наелся цыпленок зернышек и захотел пить.
Логопед. Цыпленок пищит: пи-пи-пи. А дедушке водицы неоткуда набрать, колодца нет. Поможем дедушке построить колодец.
Пальчиковая гимнастика «Колодец».
На каждую строчку ребенок кладет деревянный брусок.
А из нашего колодца
Никогда вода не льется.
Нет ни кранов и ни труб —
Мы кладем из бревен сруб!
Очень, очень аккуратно
Мы кладем и, вероятно,
Со стараньем возведен
В мире лучшим будет он!
Логопед. Обрадовался дедушка, что мы построили самый красивый колодец, и теперь он всех напоит вкусной, прохладной водицей. Тут и сказочке конец, а кто слушал — молодец!
Логопед. Кого накормила бабушка вкусной кашей из репки? Для кого мы строили колодец? Как вы думаете, кого еще может напоить дедушка вкусной, прохладной водицей? Вам понравилась сказка?
Сказки и рассказы специально адаптированы для того, чтобы облегчить детям практическое овладение той или иной грамматической категорией. Словесные игры, упражнения помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий как в устной, так и в письменной речи, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.Учитывая взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей, особенно у детей с нарушениями речи, считаем важным использование логопедических сказок в своей работе.
Использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.
Список литературы:
1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина. СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. -25 с.
2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику [Текст] / О.Е. Громова.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 30 с.
3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры [Текст] / О.И. Крупенчук. СПб.,ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 18 с.
4. Левчук Е.А. Грамматика в сказках и историях [Текст] / Е.А. Левчук. - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 10 с.