Планирование и организация кружковой работы педагога ДОУ
Планирование и организация кружковой работы педагога ДОУ
Автор: Орешкова Елена Александровна
МБДОУ "Детский сад № 26 общеразвивающего вида"
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как правильно педагогу, организовать кружковую работу в ДОУ.
Ключевые слова: кружок, дополнительное образование, документация.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование
Кружок - это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.
Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования.
Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
-коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Кружки, как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:
- Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
- Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
- Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
- Уставом ДОУ,
- Образовательной программой ДОУ,
- Положением о кружке
- Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат)
- Планом работы кружка на год,
- Списком детей
- Расписанием занятий
- Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты)
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):
- Изучение нормативно-правовой базы.
- Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
- Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
- Разработка (подбор) программы кружка.
- Разработка плана кружка на учебный год.
- Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
- Реализация плана работы кружка на практике.
- Анализ результативности работы кружка.
Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.).
Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу учреждения.
Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 3 до 7 лет.
Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
С детьми: Фронтальные занятия (групповые); Экскурсии; Тематические прогулки; Развлечения, досуги; Участие в (различного уровня) конкурсах.
С педагогами: Консультации, мастер-классы, семинары для педагогов ДОУ
С родителями: Консультации, мастер-классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.
Кружки могут быть различной направленности: Физическое развитие; Социально-личностное развитие; Познавательно-речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие.
Тематика кружков может быть разнообразна.
При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:
- интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
- возрастные особенности детей;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребенка.
Документация: Программа кружковой работы (перспективно-тематическое планирование), диагностика.
Схема разработки программы кружковой работы.
- Титульный лист
- Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)
- Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
- Учебно-тематическое планирование
- Диагностические карты, методы проведения диагностики
- Список литературы.
Список литературы:
1. Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС. - Издательство «Учитель», 2015.
2. Современный детский сад: Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования. 0-7 лет. ФГОС– Издательство «Мозаика-Синтез», 2021.