Методические рекомендации по организации экскурсий в ДОУ
Методические рекомендации по организации экскурсий в ДОУ
Автор: Барашкова Екатерина Владимировна
МБДОУ «Детский сад № 30», г. Иваново
Аннотация: в данной статье содержится информация о том, какие виды экскурсии бывают в детском дошкольном учреждении, как организовать экскурсию в соответствии с сезоном, актуальностью и возрастом детей. Как соблюсти структуру экскурсии, чем наполнить и сколько по времени она должна продолжаться, чтобы всё прошло успешно.
Ключевые слова: экскурсия, детский сад.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Экскурсия – это одна из распространённых методик работы с детьми, для ознакомления с окружающим миром. Этот метод отлично подходит для закрепления знаний, полученных в ходе познавательной деятельности.
Экскурсии могут быть самыми разными: в музей, в библиотеку, на природу, просто для ознакомления с микрорайоном, где расположено образовательное учреждение, для закрепления знаний по ПДД. Каждая экскурсия включает в себя как образовательные цели, расширение и закрепление знаний детей, так и воспитательные.
В данной статье содержится информация о том, как правильно организовать экскурсию для дошкольников, какие нюансы нужно учесть, чтобы всё прошло успешно.
Экскурсионные занятия, как метод воспитательно-образовательного направления, очень давно и широко используется педагогами во всём мире, не только в школах, но и в детских садах.
Такой метод формирует у детей представления об окружающем мире, дети получают новые знания, и закрепляют полученные, в необычной форме и обстановке, путём непосредственно наглядности, что обычно вызывает у детей неподдельный интерес, положительные эмоции и много позитива. Экскурсии помогают привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям. Такие формы работы всегда имеют успех у детей, если они грамотно и интересно организованны.
Основной задачей экскурсий с дошкольниками является концентрация их внимания на конкретном, изучаемом объекте. Всё многообразие экскурсий можно разделить по следующим признакам:
- по их содержанию;
- по месту проведения экскурсии;
- по составу участников;
- по форме проведения и организации
Также экскурсии делятся на обзорные и тематические. Здесь важным условием является возраст воспитанников. Также возраст воспитанников влияет и на время проведения экскурсии, чем старше дети, тем длиннее может быть экскурсия, но не более часа.
Продумайте куда вы пойдёте и как будете добираться до назначенного места, чтобы дорога не занимала большую часть экскурсии, если, конечно, это не обзорная экскурсия, когда вы с детьми будете идти и осматривать окрестности, например, по аллее парка.
При проведении мероприятия очень важное значение имеет эмоциональный настрой участников, дети должны пережить чувство восхищения, радости от увиденного и услышанного, а также приятное ожидание необычного для них события. Поэтому во время подготовки к экскурсии обязательно обсудите с детьми предстоящее событие, расскажите куда вы пойдёте, что интересного они там увидят. Беседа должна состояться накануне, чтобы ожидание не было слишком долгим и утомительным для малышей, иначе они могут потерять интерес.
При организации экскурсии в детском саду важно соблюсти структуру:
- вводная часть
- коллективное наблюдение
- сбор материала
- игры детей
- заключительная часть
Педагогу нужно подготовиться к экскурсии заранее:
- найти место;
- получить разрешение руководства ан проведение экскурсии;
- собрать информацию, доступную детям, составить конспект (подгот овить стихи, загадки, игровые моменты);
- продумать время проведения и продолжительность экскурсии (согласно возрасту детей, но не более часа);
- найти сопровождающих взрослых;
- обследовать место проведения экскурсии на предмет безопасности ( делает заблаговременно)
И, конечно же, нужно не забыть взять с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть наиболее интересные моменты и понравившиеся объекты.
Список литературы:
1. Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
2. Иванова А.И., Михайленко В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80 с.
3. Каменева Л.А.:«Как знакомить дошкольников с природой» - М.: «Просвещение», 1983г.
4. Каменева Л.А.:«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М.: «Просвещение», 1991г.
5. Мазурина А.Ф.:«Наблюдения и труд детей в природе» - М.: «Просвещение», 1976г.
6. Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке