Использование игровых технологий в организации работы с детьми дошкольного возраста по краеведению
Использование игровых технологий в организации работы с детьми дошкольного возраста по краеведению
Автор: Туманянц Инесса Юрьевна
МБДОУ "Детский сад № 1 комбинированного вида", г. Одинцово
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». В.А. Сухомлинский
В основе существования и развития любой исторической общности людей лежит духовный стержень, который базируется на чувстве патриотизма, чувстве любви, уважения к предкам, долга перед Отечеством.
Анализ источников (причин) патриотизма, проявляемого россиянами, подтверждает, что первоосновой их патриотических поступков и дел является чувство Родины, сознание долга перед ней и ответственности за ее судьбу. Патриотическое поведение человека становится возможным лишь в тех случаях, когда он глубоко сознает кровную связь со своей Отчизной, вследствие чего в его внутреннем мире рождается специфическое душевное состояние, своеобразное патриотическое настроение, утвердившееся в обыденном языке как чувство любви к Родине, Отчизне.
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Что же такое краеведение? Краеведение - это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.
Знакомя детей с родным краем необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно - значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.
Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.
Задачи краеведения:
- Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.
- Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
- Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
- Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
- Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
- Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:
- историческое краеведение
- естественно-научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.).
- этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
- туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок, туристических походов).
- музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)
- экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)
- семейное краеведение.
Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны. Это совместная непосредственно организованная образовательная деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания:
- беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;
- экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного села;
- праздники, развлечения - на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;
- прогулки, путешествия, походы - эти формы незаменимы в краеведческой работе.
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого - с любви к нашей малой родине. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину - место, где они родились и живут. Детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением. Что же такое краеведение? Это - совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края.
«Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Важным для дошкольников является природное краеведение - ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т. п. Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения. Наблюдение - один из важнейших путей исследования природы. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качества работы с детьми в области ознакомление с историей, традициями родного края. Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий.
Цель создания центров краеведения - всестороннее изучение родного края, России. В качестве задач определено следующее:
· научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
· пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
· воспитывать уважение к культуре других народов;
· формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
· пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
· развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
· приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
· создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
· практические действия с предметами;
· музыкально-театрализованная деятельность;
· самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:
· хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
· целесообразность размещения «экспонатов», доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала; работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
Уголки краеведения в группах. Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни):
· Альбомы: «Наша семья», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду»; «Моя Россия».
· Художественная литература: стихи о родном крае.
· Папки - передвижки с иллюстрациями: «На природе», «Растительный и животный мир», «Наш край во все времена года»”.
· Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
· Совместные работы из бросового и природного материала.
· Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
· Папки - передвижки: «Праздники нашего района».
· Листки активности «Мое настроение», «Моя улица», «Моя семья»
· Атрибуты музыкально - театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещётки и т. д.).
· Аудио и видеокассеты о природе родного края.
· Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7 годы жизни).
· Альбомы: «Наш детский сад», «Наша семья», «Наш город» (города, костюмы, песни, национальная кухня).
· Художественная литература (стихи, рассказы).
· Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.
· Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
· Выставки работ родителей и детей «Моя Родина - Россия». Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах.
Знакомство детей с родным краем можно решить следующими задачами:
- Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре.
- Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах.
- Вызвать интерес к жизни родного края.
- Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края.
- Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома - свой номер.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества, «9 Мая - День Победы», «День защиты детей» и др.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно-дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства).
Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятнику героев ВОВ, приглашение ветеранов на празднование Дня Победы. Оборудование уголков в группе по патриотическому воспитанию «Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем». «Природа родного края» «Культурные центры Одинцовского района». Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве; портрет президента России; символика города Одинцово (Флаг, герб); символика города Москвы (Флаг, герб); карта России; карта мира; глобус; информация о государственных праздниках.
Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Например:
«Найди герб».
Цель: научить узнавать герб села (района, округа г. Одинцово); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
Ход игры: Ребенку предлагается найти герб г. Одинцово и рассказать, что он обозначает.
«Собери герб, флаг».
Цель: закрепить знания о символике; развивать мелкую моторику;
Ход игры: Предложить собрать картинки, на которых изображены герб и флаг г. Одинцово. Рассказать о символе, который получился.
«Угадай национальный костюм».
Цель: Приобщить детей к знанию национального костюма и национальных костюмов народов родного края. Закрепить знания об особенностях костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие.
Ход игры: Перед ребенком выкладываются карточки с изображением людей в национальных костюмах. Среди всех предложенных ребенку необходимо выбрать названный национальный костюм. После того как ребенок отгадал национальный костюм, можно задать ему несколько вопросов: как ты узнал национальный костюм? Какие сходства и отличия есть между костюмами.
«Красный огонек».
Цель: закрепить знания о растениях и животных Одинцовского края, занесенных в Красную книгу.
Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.
«Знаешь ли ты?».
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного края.
Ход игры: Воспитатель показывает портреты известных соотечественников, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и, рассказать, чем он знаменит.
Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды, так называемых - центров краеведения, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания об Одинцовском крае. Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально - нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному селу, краю, стране. Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков. Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику, новых вариантов работы по краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, например таких, как виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео, аудио и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места, родного края не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.
В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини - музей. В рамках патриотического воспитания мини-музей - необходимая часть развивающей среды. Назначение создаваемых мини-музеев краеведческого содержания в ДОУ - вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Работа с мини - музеем способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.
Создание в группе мини-музея имеет большое значение для сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Гармонично и правильно организованные коллективом ДОУ, родителями и детьми, мини - музеи не только становятся предметом гордости дошкольного учреждения, но и дают ощутимые результаты в области воспитания и образования детей, способствуют расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности.
Для формирования познавательной активности дошкольников в краеведческой деятельности интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Коллекционирование - одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Собирание и классификация различных предметов, расширяет кругозор детей, а так же развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования у детей накапливаются знания, затем информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Коллекционирование развивает все психические процессы: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.
Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.
Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.
Литература:
1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003 г.
2. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду / Программа и методические рекомендации/, 2006 г.
3. «Краеведческое воспитание дошкольников» Практическое пособие / под ред. Л.Н. Прохоровой - 2 - е изд., исп. и доп. - М. 2004 г.
4. Ковалева Г.А. «Воспитание маленького гражданина», М. 2004 г.
5. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб. 2000.
6. Данилина Г.Н. «Дошкольнику - об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф.», М. 2003 г.
7. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, М. 2003 г.
8. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду, М. 2007 г.
9. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6 - 7 лет. М. 2007 г.