Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания
Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания
Автор: Миниахметова Дания Минзакиевна
МБДОУ "Детский сад № 10 "Снежинка", г. Октябрьский, Республика Башкортостан
Аннотация: Статья раскрывает возможности художественной литературы как главного источника нравственного воспитания дошкольников, раскрывает роль книги в социально-нравственном воспитании детей.
Ключевые слова: нравственное воспитание, дошкольный возраст, художественная литература, социальные отношения.
Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема нашей эпохи. Время не стоит на месте, за последние несколько лет наше государство перетерпело большие перемены: изменился общественный строй, многое достижения нашей страны сейчас рассматриваются и оцениваются совершенно под другим аспектом. И не всегда проявления любви и добра, сочувствия и сострадания, вызывают у нас отзыв. Изменения коснулись не только строя, но и всей культурной жизни общества – мы смотрим другие фильмы и сказки, читаем совершенно другую литературу. К сожалению, сейчас выявляем, что материальные ценности преобладают над духовными – мы спокойно проходим мимо одиноких стариков, мимо выброшенных котят и щенят
Как же нам самим остаться людьми и вырастить своих детей «непотерянным» поколением? Как же нам, взрослым, при таком обществе, сохранить у наших детей любовь и сострадание, отзывчивость, милосердие?
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Дошкольный возраст наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Именно в этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. У него формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им. Какие же методы и формы нам выбрать, чтобы воспитать в наших детях все эти качества?
Я всегда любила читать. Еще в школу не ходила, но умела читать и, тайком от родителей, записалась в библиотеку. Читала везде и всегда - в свободное время, во время еды, под одеялом … Представляла себя то героиней романа, или храброй искательницей приключений.
И может поэтому, в первую очередь, мы решили изучить влияние художественной литературы на воспитание нравственных качеств ребенка. И рассмотреть книгу в качестве источника знаний и нравственно-этических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества. Ведь именно знакомясь со сказками, рассказами, потешками и прибаутками, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание. Размышляя о нравственном воспитании средствами художественной литературы, русские методисты В. Виноградов и Ц.П. Балталон писали, что «Нравственное воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и добродетели ... Нравственно-воспитательная задача при прочтении состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых героев. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если после чтения не последует никакой беседы на моральную тему» [1].
Художественное слово является действенным средством воспитания моральных качеств личности, воздействует на сознание, на чувства и поступки ребенка. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Слово может окрылить его, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Эти произведения задевают душу ребенка, у него зарождается сопереживание, сочувствие герою. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости.
Для того, чтобы реализовать воспитательные возможности книги, необходимо создать определенные условия. Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Каковы же эти условия?
Возникла необходимость создания этих условий, то есть разработки проектной работы, направленной на формирование основ социального развития (социальные отношения со сверстниками) с помощью художественной литературы.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Цель: развитие умения понимать и оценивать значение совершенных поступков героев художественного произведения и проектировать их на реальные социальные отношения со сверстниками.
Задачи:
- Образовательные: создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме; пробудить желание к чтению книг;
- Развивающие: развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;
- Воспитательные: воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним; обучить правилам обращения с книгой; развивать память, речь, внимание, коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты:
- Формирование основ социальных отношений;
- Умение понимать и оценивать значение совершенных поступков;
- Умение строить свои социальные отношения со сверстниками.
Свою работу мы разделили на три этапа.
1 этап. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением.
Таблица 1.
№ |
Тема |
Задачи |
Чтение художественной литературы |
Методы и приемы |
Вывод |
1 |
Конфликты между детьми |
Формировать умение анализировать причины ссор, помочь им освоить способы самостоятельной регуляции межличностных отношений, не допуская их крайнего проявления - драки |
Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела» |
Детям предлагается высказать свое мнение по отношению к персонажам. Воспитатель проводит аналогию с поведением детей, не называя имен. |
Дразниться нельзя, это очень обидно. Дразниться плохо. |
К. Ушинский «Сила не право» |
Что сказал Мите отец? - обсуждение |
Сила не дает право обижать тех, кто слабее тебя |
|||
2. |
Один и вместе с друзьями |
Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере коллективных игр |
К. Ушинский «Вместе тесно, врозь скучно» |
Обсуждение – почему детям стало скучно? |
Играть нужно дружно, уступая друг другу |
3. |
Какие качества помогают дружбе |
Познакомить с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить с этих позиций давать оценку себе и своим знакомым |
В. Осеева «На катке» |
Почему Витя так резко изменился? Он правильно повел себя вначале или потом? Как бы вы поступили на его месте? |
Нельзя из-за боязни быть смешным, самому грубить |
4 |
«Нетерпимость» |
Раскрыть сущность слова «нетерпимость», учить уступать друг другу в конфликтных ситуациях |
С. Михалков «Бараны» |
Почему утонули два барана? Как они должны были поступить, чтобы не утонуть? |
Есть правило «Не будь нетерпеливым!» |
5. |
«Умей прощать» |
Учить принимать во внимание чувства другого человека |
В. Осеева «Отомстила» |
Кто из героев совершил хороший поступок, а кто – плохой? Можно ли без разрешения брать чужие вещи? |
Надо уметь прощать и быть терпеливым. Наше настроение лучше, когда мы не ссоримся. |
6. |
Кого мы называем жадиной. |
Раскрыть сущность понятия «жадность». Формировать умение понимать другого человека, постигать мир человеческих взаимоотношений. |
Я. Аким «Жадина» |
Кого мы называем жадиной? Вам нравится, когда кто – то не делится со своими игрушками? Что вы чувствуете при этом? А вы бываете жадинами? Хорошо или плохо быть жадным? |
Жадиной быть плохо. Их никто не любит. |
В. Осеева «Синие листья» |
Почему Лена не взяла карандаш у Кати? Как надо было поступить Кате, чтобы Лена взяла карандаш? |
||||
7. |
«Вежливость и грубость» |
Закреплять этические понятия «вежливость», «грубость». |
Б. Заходер «Очень вежливый индюк» |
Можно ли индюка назвать вежливым? Почему стихотворение называется «Очень вежливый индюк»? Почему индюк разозлился на зверей? Почему гости не хотели к нему приходит? Как бы вы приглашали гостей в дом? |
Не будь грубым! Быть грубияном очень плохо! |
2 этап. Использование проблемных ситуаций.
Задачи: научить решать проблемные ситуации, в которые попадают дети, ассоциируя себя с героями художественных произведений.
Ситуация 1.
Воспитатель: сегодня после завтрака все пошли играть, а Алена осталась помогать Ирине Юрьевне убирать со стола. Кто из сказочных персонажей так же, как Леночка, любил трудиться? С кем можно сравнивать Алену – с крошечкой Хаврошечкой или Ленивицей?
Ситуация 2.
Оля строила из кубиков. Подбежал Ваня, толкнул постройку, и строение развалилось. Никто и не заметил, как девочка расстроилась. И только Саша подошел к Оле, помог собрать кубики и успокоил ее. Вспомните сказку братьев Гримм «Ганс и Грета». Ганс также заботился о своей сестре, уговаривал ее не волноваться, когда было страшно, самостоятельно находил выход из трудного положения. На кого из героев сказок был похож Ваня? Как в этой ситуации повели бы себя Карабас-Барабас, Буратино, Айболит?
Ситуация 3.
На прогулке дети собирали листья с площадки. Сережа поднял очень красивый листок и подарил Наташе. Наташа заулыбалась, но ничего не сказала. Дарит ли ваш папа цветы вашей маме, как мама их принимает? Как бы поступили на месте Наташи Золушка, принцесса из сказки «Свинопас» Г.Х. Андерсена?
Ситуация 4.
Детям делали прививки. Ира вела себя достойно, не подавала виду, что ей больно, чтобы не расстраивать воспитательницу и медсестру. А Катя, наоборот, громко кричала, плакала, грубила. Вспомните, ребята, сказку «Морозко». Как отвечала падчерица на вопрос Деда Мороза «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» она отвечала вежливо и ласково, была сдержанной и скромной. А как нагрубила мачехина дочка? На кого были похожи Ирочка и Катюша?
3 этап. Итоговое мероприятие:
ООД по сказке «Спор в саду» [3].
Цель: Нередко приходится наблюдать сцены, в которых ребенок или группа детей пытается доминировать над кем-то из сверстников, демонстрируя своё превосходство. Как важно, чтобы в такие моменты рядом был взрослый человек и сумел доходчиво им объяснить, что мы все - дети большой Земли и как сказал Антуан де Сент-Экзюпери «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Педагог. Ребята, мы прочитали сказку «Спор в саду». А почему эта история сказочная?
Педагог. Многие народные сказки заканчиваются словами – присказками «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец». Давайте вспомним другие присказки, подобные этим словам.
- «По усам текло, в рот не попало».
- «И стали они жить – поживать и добра наживать».
- «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Это выражение говорит о том, что мы прочли не простую сказку, а поучительную. Как вы думаете, чему учит сказка «Спор в саду»?
Ребята, а кто считает, что Роза была права? Возьмите стульчик и сядьте справа от меня. А те, кто считает, что Роза не права, присаживайтесь слева от меня. А кто не знает, кто прав из цветов, присаживайтесь в центре. (Дети с помощью воспитателя рассаживаются).
Педагог: (Обращаясь к первой группе – сторонникам Розы). Почему вы считаете, что Роза вела себя по отношению к другим правильно?
Педагог: (Другой группе). Вы согласны с тем, что сказали защитники Розы? Почему?
Педагог: (Третьей группе). Ребята, вы согласны с тем, что сказали в защиту Ромашки, что надо жить в дружбе и согласии? Тогда пересаживайтесь к ним. Вот сколько у нас дружных и добрых детей. Нужны ли нам такие ссоры? Мир, в котором мы живем, огромен и разнообразен, человек пришел в этот мир, чтобы сделать его еще лучше и краше. Если мы будем внимательнее друг другу, то и солнышко, как в сказке, будет улыбаться нам и дарить тепло своих лучей.
Под «Вальс цветов» П. Чайковского входят девочки в костюмах Розы и Ромашки. Исполняют короткий танец.
Педагог: Здравствуйте, милые прелестницы. Мы с ребятами очень рады тому, что вы подружились.
Роза.: Как же нам не подружиться, ведь у нас много общего!
Педагог: Мы рады, что вы поняли. Ребята, вы знаете, что у наших цветов общего?
Дети перечисляют:
- относятся к растениям;
- кусты имеют несколько цветков, цветут;
- полезны для человека, используются в медицине, косметике;
- цветут летом – с июня по август;
- предпочитают солнечные места.
Ромашка. А чем мы отличаемся?
- роза имеет шипы, а ромашка нет;
- роза бывает разных цветов;
- роза растет в парках, на подоконниках, а ромашка растут и в саду, и в поле;
- роза любит свет и не может жить в тени, а ромашка теневыносливая.
Педагог: Несмотря на различия, оба цветка очень хороши и радуют нас своей красотой. Сегодня наши гости приготовили для нас загадки.
Роза и Ромашка загадывают загадки.
- Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
- Сидит – зеленеет, лети – пожелтеет, падает – почернеет. (Лист).
- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет. (Красная и черная смородина).
- Что не сеяно родится? (Трава).
- Какой колокольчик не звенит? (Цветок).
- Хоть не огонь, а жжется. (Крапива).
- Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек).
- Желтый Демид весь день на солнышко глядит. (Подсолнух).
Роза с Ромашкой. А давайте сейчас поиграем!
Игра «Ручеек». Образуются две команды – мальчиков и девочек. Команда девочек выстраиваются в ручеек, мальчики проходят через ручеек и выбирают пару и встают в хоровод. Под «Вальс цветов» П. Чайковского кружатся в хороводе.
Педагог. Вот пришло время попрощаться.
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как ветер –с лугом,
Как парус – с морем,
Трава с дождями, как дружит солнце.
Со всеми нами!
Помимо предложенных заданий, мы в группе во время режимных моментов проводили дидактические игры на воспитание добрых поступков и составили картотеку данных игр.
Для педагогов были разработаны методические рекомендации по подбору литературы для успешной социализации детей.
Выводы по проектной работе показали, что дети правильно отвечают на вопросы, играют дружно, выручают друг друга, усвоили все, о чем мы с ними беседовали.
Но, у наших воспитанников долгая жизнь впереди. И мы не знаем, как она сложится, но хотелось бы верить, что мы вложили в них хоть капельку любви к близким, чуточку сострадания к другим и привили любовь к Книге.
Литература:
1. Буре Р.С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности [Текст] / Р.С. Буре.// Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С.9-11.
2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья [Текст] Методическое пособие по развитию дошкольника /В.В. Ветрова – М.: ТЦ Сфера, 2011.- 128с.
3. Закипная Т.Г., Спор в саду (сказка). Конспект занятия по сказке [Текст] /Т.Г. Закипная// Дошкольная педагогика. – 2012. №8(83). – С. 64 – 68.
4. Космачева М.Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №35. — С. 91-93.
5. Микляева Н.В. Комплексная диагностика адаптации, социализации и социального интеллекта детей дошкольного возраста [Текст] /Н.В. Микляева// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2017. - №4. – С. 91-102.
6. Петрова В.И., Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для родителей и методистов [Текст] /В.И. Петрова, Т.Д. Стульник // – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.