Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Приобщение детей дошкольников к культуре и истории хакасского народа

Дата публикации: 2021-10-25 19:32:47
Статью разместил(а):
Полежаева Ксения Олеговна

Приобщение детей дошкольников к культуре и истории хакасского народа

Автор: Полежаева Ксения Олеговна

МБДОУОВ «Детский сад «Колосок», с. Устинкино

 

Аннотация: В этой статье описывается важность приобщение детей дошкольного возраста к культурным обычаям своего народа, изучение истории родного края, о познании истории своей малой Родины.

Ключевые слова: народные традиции, малая Родина, Хакасия.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

У каждого человека, считающего Хакасию своей Родиной, есть очень серьёзные и давние основания гордиться её историей и древней культурой. Только невежество может породить пренебрежение по отношению к исконным обитателям этой земли.

И.Л. Кызласов

На свете мало земель где всюду видны древние памятники. Хакасия именно такова. В какой бы местности вы не находились, в какую бы сторону вы здесь не посмотрели – взгляд обязательно найдёт следы древней цивилизации. Крупные, обставленные высокими камнями курганы загадочные изваяния с грозными ликами, огромные глыбы и менгиры, испещренные рисунками всех эпох поверхности скал, каменные стены крепостей на горных вершинах, стелы с высеченными на них местными письменами, стихами, прославляющими былых героев. Многие из этих  монументов древнее или равны по возрасту египетским пирамидам, гробницам древнеиранских царей, мавзолеям китайских императоров.

Без знаний прошлого, человек не может понять настоящее и предвидеть будущее. Древние называли историю «наставницей жизни». Каждый образованный человек должен знать историю и культуру своей страны, своего народа. Краеведческое образование последнее время стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса современного детского сада, ведь изучать свою историю мы должны с самого рождения. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Краеведение начинается с истории семьи, школы, родного города, села. Изучая историю родного края, мы познаём историю своей малой Родины, её место и роль в общеисторическом процессе страны. 

В детском саду «Колосок» села Утинкино пользуются большой популярностью, все мероприятия проводимые с малышами  по изучению хакасского языка, культуры и традиций коренного народа. В старшей группе ведётся кружок «Хакасия – мой край родной». Детей знакомят с творчеством писателей, поэтов, мастеров Хакасии. Дети слышат, видят, как создаются красивые и нужные вещи, украшенные хакасским орнаментом. Малыши с большим удовольствием  изучают обычаи, национальные виды спорта, блюда Хакасской кухни и конечно историю нашей республики. В игровой форме они учатся  здороваться, прощаться, на хакасском языке считать.

В физическое развитие и спортивные развлечения включаются традиционные хакасские игры: «Саргыхах», «Чуурана», «Чылгаях».

В нашем детском садике оформлен хакасский уголок «Хакасия моя!», здесь помещены альбомы и книги о Хакасии, выставка рисунков «Хакасия мой край родной!». Обучение и воспитание русской и хакасской культуры в дошкольном учреждении позволяет сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Системное включение материала русской и хакасской культуры в привычные для детского сада программы расширяет возможность индивидуального развития ребенка. Одна из основных задач педагогов ДОУ – воспитание патриотических чувств путем формирования знаний и представлений о родном крае, селе.  

На познавательных занятиях воспитатели знакомят малышей с живописными пейзажами Хакасии, с животным и растительным миром, воспитывая в детях любовь к природе родного края, желание оберегать и охранять его, патриотические чувства и нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру, приобщают детей к устному народному творчеству воспитывают чувство любви и гордости за свою маленькую Родину. Знакомя детишек с символами республики Хакасии и России, мы говорим о красоте и значительности нашей земли, воспитываем в детях патриотизм, гордость и любовь к родному краю.

На практических занятиях мы с детьми лепим животных и птиц, рисуем хакасские орнаменты, пейзажи, животных. Рисунки вывешиваем в специально оформленный уголок для родителей. Дети с большим удовольствием слушают хакаскую музыку, детские песни.  

Работа с малышами ведется и через ознакомление с художественной литературой. Каждый год мы ходим на экскурсию в сельскую библиотеку. В последнее посещение, работники библиотеки провели для маленьких посетителей познавательный час «Сказка о Хакасии». Цель мероприятия: развивать кругозор, любознательность, интерес и любовь к родному краю. Формировать чувство патриотизма, и любви к своей малой родине. Детям показали по мультимедиа небольшой фильм о природе Хакасии, её традициях. После познавательного фильма ребята посмотрели наши советские мультфильмы. Всем очень понравилось мероприятие, мы поблагодарили работников библиотеки и надеемся на дальнейшее сотрудничество с ними. 

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особый интерес у детей вызывают мифы, легенды, и предания. Они повествуют о далеких событиях прошлого, о героях – богатырях, о сотворении мира, животных, о происхождении названий гор, рек, озёр и хакасских родов.

Для детей очень интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Это приобщает их к национальной культуре, заражает их положительными эмоциями. В ходе игры дети усваивают традиции, обряды хакасского народа развивают интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируют личность в целом. А народные праздники, в которых мы принимаем участие, являются для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Красивы и мудры ритуалы в праздниках. Они учат любви к природе, трудолюбию, вниманию к людям, почитанию старших. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. И чтобы воспитать в человеке внутреннюю красоту, культуру, надо воспитать в нём уважение к культуре другого народа. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Такая работа дает определенный результат:

- дети становятся эмоционально отзывчивыми,

- более дружелюбными, проявляют любознательность,

- активно интересуются новым, неизвестным в окружающем их мире,

- овладевают первичными представлениями о себе, семье, обществе, мире природы, следовательно с уважением и заботой относятся к малышам,

- проявляют уважение и почитание к старшим, гордятся своими родителями.

- бережно относятся к своей малой родине; селу, городу, республике.

И мы надеемся, что в будущем наши дети будут овладевать этими вечными ценностями: милосердием, состраданием, правдолюбием, стремлением к добру и неприятием зла.

Необходимо чтить свою историю и историю страны, в которой мы проживаем, знать особенности культурной жизни прадедов.  

Мы советуем родителям такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения, толерантности, правовой культуры.

Таким образом, этнопедагогические традиции хакасского народа формируют национальное самосознание ребёнка. Хакасская пословица гласит: “Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной”. В наших детях историческое бессмертие народа. Хакасы говорили: “Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих внуках и правнуках”. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств и толерантной личности есть и будет одними из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной и эстетически развитой личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов.

Если не мы, то кто же 

Детям нашим поможет 

Россию любить и знать. 

Как важно – не опоздать!

  

. . . . .