Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

«Экологический десант» - способ формирования экологического воспитания дошкольников

Дата публикации: 2021-10-30 12:58:11
Статью разместил(а):
Бондарева Александра Валерьевна

«Экологический десант» - способ формирования экологического воспитания дошкольников

Автор: Бондарева Александра Валерьевна

МДОУ ЦРР "Детский сад № 28", г. Орехово-Зуево, Московская область

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о создании условий для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного и гуманного взаимодействия с природными объектами, о поведении человека в природе. О том, что формирование в детях осознано-правильного взаимодействия с окружающим миром природы приводит к положительным результатам. Статья предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. 

Ключевые слова: экология, здоровье детей, требования к педагогу, проектно-исследовательская деятельность.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Ни для кого не секрет, что чистота – залог здоровья. Вот и чистота нашей природы – это здоровье наших детей. Существует много разных профессий, которые оберегают природу. Одна из них – это эколог.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие).

Экологическая проблема считается одной из самых глобальных проблем в наше время. Поводов для волнения большое количество: изменение климата, истощение природных и минеральных ресурсов, загрязнение рек и лесов и т.д. Задумываясь о  том, как избежать экологической катастрофы, нужно понимать, что начинать нужно с малого. То есть, взрослому населению необходимо создавать все возможные условия, для того, чтобы дети с малых лет ценили и любили окружающий их мир.       

Дети постоянно, в той или иной форме, соприкасаются с природой. Но, когда ребенок общается с окружающим его миром, то нередко его действия и мысли противоречат друг другу. С одной стороны дети с огромным интересом изучают живую и неживую природу, а с другой - проявляют необоснованную безжалостность, когда отрывают насекомым крылья, лапки, разрывают дождевых червей, ломают ветки, обрывают листву, срывают цветущие растения, а затем выбрасывают их. При всем при этом, дошкольники не осознают, что причиняют вред. 

По какой же причине это происходит? А происходит это потому, что дошкольники не знакомы с правилами взаимодействия с природными объектами.

Самостоятельно детям сложно не просто увидеть жизнь растений и животных, но и понять, что они, дышат, движутся, питаются и размножаются. В этом случае  на помощь детям в детском саду приходит воспитатель, который не только научит детей защищать природу, но и любить и дорожить ей. 

Решить эту проблему возможно, если педагог в дошкольном образовательном учреждении готов осуществлять в своей работе экологическое воспитание и обучение детей, и вовлекать их в совместную деятельность. Рассказывать детям о природе, открывая перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учить любить и внимательно относиться к ним. 

На основе этого, были выделены некоторые требования к педагогу:

- владение основами экологической культуры;

- доброжелательное отношение к природе, людям;

- способность предоставлять ребенку самому увидеть проблему и способ ее решения;

- умение решать задачи воспитания и обучения через разные виды деятельности.

Детский сад является первой ступенью в реализации экологического образования. Когда дети наблюдают за окружающим миром, то они учатся не только любить природу, но и понимать ее. Поэтому необходимо предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Природный мир на территории детского сада является богатейшим познавательным материалом, и у педагога есть большая возможность для реализации полноценного экологического воспитания детей. В связи с этим перед педагогами встает необходимость формирования у дошкольников основ экологической культуры. 

С целью сформировать эмоциональную основу экологической культуры, экологическое мировоззрение детей через игровую, интеллектуальную и творческую деятельность для дошкольников был создан проект, под названием «Экологический десант». Главной задачей проекта является воспитание гуманного и бережного отношения детей к природе.

Большое значение при работе «Экологического десанта» - это разбудить в детях интерес, любовь и положительное отношение ко всему живому, выработка первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, а также научить детей  беречь окружающий мир.

Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста. 

Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Дети всё хорошо усваивают, когда слышат, видят и делают сами. Именно на этом и основано внедрение «Экологического десанта» в практику работы детского сада.

Для реализации данного проекта разрабатывается план, в котором используются  доступные средства формирования интереса дошкольников к природе: экологические занятия, наблюдения, проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней, поход на метеостанцию, экологические маршруты, экологические экспедиции, экологические походы, разнообразные природные зоны ДОУ, изучение явлений природы, чтение книг и просмотр видеофильмов о природе, игры разной подвижности, словесные игры, обучающие игры, эстафеты, детское экспериментирование. То есть, экологические знания включаются как в занятия, так и в другие виды детской деятельности. Также необходимо проводить тесную работу с родителями дошкольников, в виде акций «Посади дерево», «Красивая клумба», «Помоги птицам», консультаций, памяток, совместных работ с детьми по данной теме в виде выставок рисунков, плакатов и т.д.

В результате внедрения в работу детского сада проекта «Экологический десант» происходят изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники более внимательно относятся к природе, ко всему живому.

Существуя несколько лет, данная проектно-исследовательская деятельность в детском саду, вызывает у детей неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои небольшие открытия. Увлеченность детей, их эмоциональность, говорит о том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает положительные результаты. Поэтому данная деятельность занимает одно из важных мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

 

Список литературы:

1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. Москва: Сфера, 2011. 128 с.

2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Москва: Сфера, 2019. 192с.

3. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. Москва: АРКТИ, 2001. 126с. 

3. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию / под ред. С.Н. Николаева. Москва: Новая школа, 1996. 46с.

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в дет. cаду.: Работа с детьми средних и старших групп дет. сада.  Москва: Просвещение, 2006. 231с. 

5. Экологическое воспитание дошкольников. Всерос. о-во охраны природы, Перм. обл. совет; [А. М. Федотова и др.] / под ред. А. М. Федотовой. 2-е изд., доп. и перераб. Пермь : ВООП. Перм. обл. совет, 1992. 286с.

 

. . . . .