Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук
Автор: Сидорова Зинаида Николаевна
МБДОУ «Детский сад № 26 общеразвивающего вида»
Аннотация: Дети дошкольного возраста постоянно изучают окружающий их мир через прикосновения.
Ключевые слова: пальчиковые игры, мелкая моторика.
Дошкольное детство - весьма короткий отрезок в жизни человека, но он имеет огромное значение. В данный период развитие ребенка происходит очень бурно и стремительно. Особенно активно совершенствуется мелкая моторика кисти руки дошкольника. Очень часто мелкая моторика плохо развита, отсюда дети плохо говорят. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Один из них - это пальчиковые игры.
Пальчиковые игры являются эффективным средством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
А что же такое вообще моторика и пальчиковые игры?
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.
Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом.
Пальчиковые иг ры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой мот рики рук у дошкольников. Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому.
Дл я развития мелкой моторики рук и координации движений используются следующие методы и приемы работы:
- Пальчиковый игротренинг.
- Массаж кистей рук.
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
- Пальчиковый театр.
- Разучивание потешек.
- Использование атрибутов к пальчиковым играм.
В процессе пальчи ковых игр боль шое внимание уделяется массажу самих пальцев.
В применении пальчиковых игр нужно придерживаться двух принципов обучения - это "от простого к сложному" и "самостоятельно по способностям". Этот подход поможет решить в игре сразу несколько задач, связанных с развитием творческих способностей:
· Пальчиковые игры дадут пищу для ума;
· Они создают условия, которые опережают развитие способностей;
· Формировать у детей интерес к подобным упражнениям, превратить их в занимательную игру.
· Развивать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; контроль за собственными действиями.
· Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом:
– развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
– развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
Практика показывает, что у детей в дошкольном возрасте обнаруживается недостаточность таких двигательных качеств, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость, а также имеется недоразвитие пальцевого праксиса. Пальчиковые игры помогают детям в развитии мелкой моторики, им они интересны, занятие превращается в увлекательную игру.
Список литературы:
1. Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и родителей» издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012г.
2. Гаврина С.Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. М.: Академия развития, 1998.
3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., АСТ, 2004.
4. Черных Е.В. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа. 1993.