Сюжетное конструирование как средство развития творческих способностей детей
Сюжетное конструирование как средство развития творческих способностей детей
Автор: Лактионова Анастасия Владимировна
ГБОУ "Школа № 629"
Конструирование – создание различных изделий определенного назначения из разного рода материалов, проработкой и сопоставлением возможных различных вариантов конструкций и способов изготовления деталей для этой конструкции. Сюжет — это предмет изображения чего-либо, через взаимосвязь мыслительной и практической деятельности ребенка.
Если связать два эти понятия, то можно сказать, что сюжетное конструирование направлено на то, чтобы создать предметы, которые несут в себе элементы соединения конструкций, объединенных одним сюжетом, при этом объекты конструирования не повторяются и не дублируются. Сюжетное конструирование развивает пространственные представления, творческие способности у детей.
Если сказать коротко, то творческие способности – это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач. Хорошо развитое воображение, которое проявляется в работе, в поведении человека, позволяет делать открытия и изобретения, создавать шедевры в различных областях искусства.
Как построить процесс сюжетного конструирования так, чтобы творческие способности детей развивались?
Все мы знаем, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста – это игра. Занятия по сюжетному конструированию следуют проводить в форме игры. Дошкольники стремятся конструировать так, «чтобы было, как настоящее». Также при подготовке к занятиям педагог должен продумать идею (здесь следует ориентироваться на интересы детей), подготовить необходимый материал, а также эскизы, рисунки, чертежи если они понадобятся.
Чтобы научиться создавать сюжетные конструкции дети должны упражняться в конструировании, учиться решать конструкторские задачи. Эффективнее идет процесс конструирования, если воспитатель разрабатывает требуемую конструкцию вместе с детьми, наглядно показывая все основные этапы поисков рациональных решений, проверки и сопоставления вариантов, отбора наилучшего по ряду качественных показателей.
Сюжетное конструирование изделий в непосредственно образовательной деятельности может организовываться и производиться различно. Наиболее распространенные формы организации работы воспитанников по созданию новых для них конструкций следующие:
Конструирование по показу. Воспитатель показывает поочередно конструкции деталей изделия, демонстрирует приемы их изготовления и соединения и использования по назначению. Воспитанники в данном случае занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят, копируют действия воспитателя. Такая работа мало способствует развитию самостоятельности, активности инициативы, творчества.
Конструирование по аналогии. После того как дети под руководством воспитателя изготовили изделие, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции или несколько более сложного, но подобного по конструкции изделия. Например, ребята выполнили модель кресла из спичечных коробков, а затем им дается задание изготовить модель дивана (сбор из спичечных коробков большего количества).
Конструирование по образцу, который демонстрируется в готовом виде. Дети анализируют конструкцию этого образца, выясняют из каких деталей она состоит, выясняют порядок и приемы выполнения отдельных операций, в сборке и отделке изделия.
Конструирование по собственному замыслу на основе самостоятельного рассмотрения задания на конструирование изделия, для изготовления которого требуется применить известные детям материалы, имеющиеся у них инструменты и усвоенные ранее приемы труда.
Конструирование на свободную тему с соблюдением единственного условия: ограничение времени проведения работы (например, одно занятие).
Конструирование в коллективе из двух, четырех человек с распределением обязанностей по созданию сюжетной конструкции и ее воплощению в материале, испытанию в действии.
Конструкция – общая схема устройства и действия работы конкретной машины, сооружения, дающая представление о форме, величине и взаимном расположении их частей, их взаимодействии, способах и порядке сборки и разборки, материалах, из которых они изготовлены, и т.п. Знание конструкции изделия, его назначения и способов, условий использования – непременные условия успешности его изготовления.
Конструкция изделия – форма, размеры, способы соединения и особенности взаимодействия отдельных деталей и узлов изделия. Конструкция изделия определяет его соответствие назначению: удобство пользования изделием, его габариты (размеры), массу, надёжность и долговечность в эксплуатации, внешний вид. В зависимости от назначения и условий использования изделия эти показатели могут изменяться в значительных пределах. Для одних изделий важно, чтобы они были максимально портативными, удобно носимыми и лёгкими. Другие изделия должны быть особо прочными, и для их изготовления подбирают материалы соответствующей прочности. К изготавливаемым ёлочным игрушкам и украшениям нет смысла предъявлять требование прочности – они должны быть затейливые по форме, нарядные.
Материал, который можно применять для организации занятий по сюжетному конструированию:
· Строительный материал разного вида (деревянный, пластмассовый, металлический и т.д.);
· Самодельные детали из бумаги, картона, тонкой жести, листовой пластмассы, плёнок;
· Бросовый материал (бутылки, крышки, втулки, коробки, фантики от конфет, проволока, колпачки от фломастера);
· Природный материал (шишки, засушенные листья, кора, желуди, пеньки, грибы, песок, ракушки).
Разного вида и качества материал способствует созданию интересной, сюжетной конструкции и незаменим в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
В заключение можно сделать вывод о том, что сюжетного конструирование состоит в том, что педагог с самого начала мотивирует необходимость сооружения постройки событиями несложного, понятного детям сюжета, конструктивные действия приобретают определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Акцент переносится с безликого конструирования самого по себе на постройку как средства воплощения понятного ему сюжета (также несколько объектов могут объединяться в один сюжет), содержание которого исходит от замысла и самих детей и от педагога.
Такое конструирование как сюжетное, побуждает детей думать над замыслом конструкции, подбирать материал, формирует умение трудиться и доделывать начатое до конца, соединять все это в сюжет, обыгрывать эти конструкции при помощи слов, способствует развитию воображения, а в следствии творческих способностей детей дошкольного возраста.