Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС

Дата публикации: 2022-01-09 19:35:50
Статью разместил(а):
Тимофеева Елена Леонидовна

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС

Автор: Тимофеева Елена Леонидовна

ГБДОУ "Детский сад № 87 Красносельского района", Санкт-Петербург

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста любви к родному краю, к его традициям и культуре нашего народа, его природе. Автор делится опытом по формированию детского интереса к истории своей страны.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, нравственно-этические нормы, общечеловеческие ценности,  региональный компонент.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания детей и роль общеобразовательных учреждений в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации.

Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовыйпериод всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно-патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образмыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, апатриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как быспособствует духовно- нравственной работе души, а любящее сердце создает.

Формировать нравственно-патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о семье, городе, активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства — основная цель работы по развитию нравственно – патриотических чувств у дошкольников. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, к его традициям и культуре нашего народа, его природе побудило меня, как педагога, к углубленной работе над этой темой. Одним, из приоритетных направлений моей работы является работа по патриотическому воспитанию детей, путем воспитания любви к малой Родине — родному городу и его национальным традициям, культурным ценностям средствами изобразительной деятельности, музыки, слова. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Я обратила внимание на то, что проблема нравственно-патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении затрагивается недостаточно полно. А ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Дети в этом возрасте накапливают яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нём живет - значит, укрепить основы государственности. Поэтому духовно - нравственное воспитание дошкольников должно являться стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс воспитания.  Одним из составляющих воспитательного процесса в моей работе является активное приобщение детей к народному творчеству. Что невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности.      

В нашей группе был разработан долгосрочный проект по ознакомлению дошкольников с культурно-историческим наследием русского народа «В гостях у истории».

Цель проекта – формирование активной гражданской позиции детей, понимание собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению русских обычаев и традиций, формирование элементарных нравственно-этических норм и представлений у детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Пробудить интерес к истории и культуре России.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
  • Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
  • Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа, прививая тем самым высокие нравственные чувства.
  • Составить систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников национального достоинства.
  • Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры, которая является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности.

Для выполнения задач был разработан план, включая основные формы работы: НОД, беседы, ознакомление с литературой, народные и дидактические игры, экскурсии, работа с родителями. Проект «В гостях у истории» является долгосрочным (весь учебный год). Он в свою очередь состоит из подпроектов. В 1-ю неделю каждого месяца запланировано совместное мероприятие с родителями – праздник или развлечение, на котором оговаривается очередной подпроект и составляется план его реализации. Подпроект реализуется следующие три недели каждого месяца. Такая работа удобна нам и родителям наших воспитанников. Большое значение имеет поддержка со стороны родителей.

Нужно отметить, что в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей важным условием является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй, как хранительницей национальных традиций. В настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных корней в разных поколениях. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. С родителями была проведена следующая работа:

- Составление генеалогического древа.

- Беседа «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании детей».

- Оформление в детском саду мини - музея «Русская изба», где собраны национальные предметы быта.

- Совместные праздники и развлечения: Пасха, Масленица, Рождество, «Традиции гостеприимства».

- Флэш-тренинг «Мы разные, но мы вместе».

В процессе работы над проектом у детей расширились представления о родной земле, ее столице, о своём родном городе. Ребята стали бережнее относиться к природе и ко всему живому, научились давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих

Над темой нравственно-патриотического воспитания углубленно я работаю первый год, думаю, что и продолжу дальше, у меня есть ещё интересные задумки, планы на будущее. Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть своих детей счастливыми, умными, уважаемыми людьми — настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова «Я – Россиянин! Я горжусь своей страной!

 

. . . . .