Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ
Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ
Автор: Голосова Елена Николаевна
МБОУ "Одинцовская СОШ № 17 с УИОП", дошкольное отделение - детский сад №1
Аннотация: В этой статье автор предлагает обобщённую характеристику ВСОКО, рассматривает цель, нормативно-правовое обеспечение и этапы проведения внутренней оценки качества.
Ключевые слова: ВСОКО, качество образования, оценка качества.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Для того чтобы рассмотреть, что такое внутренняя система оценки качества образования, прежде всего, нужно ответить на вопрос: что такое качество? В законе «Об образовании» ответ звучит так: «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки детей, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе достижения планируемых результатов образовательной программы.» (Федеральный Закон РФ от 29.12.20012г. № 273-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» глава 1, статья 2. п.29)
Конечно, детские сады постоянно контролируются, оцениваются извне на выполнение различных требований и норм. Внешний контроль за деятельностью ДОУ включает:
- Лицензирование образовательной деятельности ДОУ
- Государственный контроль качества дошкольного образования
- Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования (текущий и внеплановый)
- Аттестация руководителей и педагогических кадров ДОУ
- Контроль за выполнением ДОУ Государственного задания
- Публичные отчеты ДОУ
- Другие формы контроля государственных уполномоченных органов (финансовых и др.)
- Разработка системы федерального, регионального мониторинга качества дошкольного образования
- Доступ населения к электронной информации о деятельности образовательных учреждений и о качестве предоставляемых ими образовательных услуг
Однако внешняя система оценивания мало касается содержания и конкретной работы с детьми. Внутренняя система оценки качества образования ДОУ предназначена для управления качеством образования в ДОУ, обеспечения участников образовательных отношений достоверной информацией о качестве образования, предоставляемого ДОУ, и о его тенденциях развития. В рамках ВСОКО осуществляется оценка качества образования, выполняемая ДОУ самостоятельно, с помощью процедур мониторинга и контроля. Можно сказать, что ВСОКО — это «зеркало», глядя в которое коллектив постепенно улучшает свою работу.
Новый Федеральный стандарт дошкольного образования акцентирует важность поддержки и развития субъектности ребенка — его инициативы, самостоятельности, ответственности, умения выбирать и действовать по собственному выбору.
Однако заявленные ценности трудно реализовать, поскольку они требуют принципиального изменения педагогической деятельности и соответствующих инструментов, прежде всего — управленческих, позволяющих понимать, как работает коллектив, насколько ему удается обеспечивать заявленное в Стандарте представление о качестве образования дошкольников. Самым важным управленческим инструментом, на наш взгляд, является система оценивания качества образования в детском саду, способы получения обратной связи.
ФГОС ДО предъявляет требования:
- к структуре ОП, в т.ч. к соотношению и содержанию частей, их объему;
- к условиям реализации ОП ДО, в т.ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- к результатам освоения ОП ДО.
А это значит, что необходима оценка качества процессов и содержания реализуемого образования; качества условий, созданных в организации для успешного протекания образовательного процесса и качества результатов образования.
Целью системы оценки качества дошкольного образования является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы дошкольного образования и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в дошкольном учреждении, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
Задачи:
- получить объективную информацию о функционировании и развитии дошкольного образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах, оказывающих влияние на динамику качества образования;
- предоставить всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
- принимать обоснованные и своевременные управленческие решения по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
- планировать контроль на основе аналитической деятельности;
- прогнозировать развитие образовательной системы в Учреждении.
Основными нормативно-правовыми документами, обеспечивающими реализацию внутренней системы оценки качества образования в дошкольной организации, являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» о 29.12.2012 № 273 ФЗ;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- СанПиН 2.4.3648-20;
- Устав ДОУ;
- Положение о самообследовании;
- Положение о внутреннем (должностном)контроле;
- Положение об управляющем совете;
- Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
При проведении процедуры ВСОКО весь процесс можно разделить на следующие этапы:
1. Нормативно-установочный этап:
2. Информационно-диагностический этап:
3. Аналитический этап:
4. Итогово-прогностический этап.
Нормативно-установочный этап включает в себя:
- изучение нормативных правовых документов, регламентирующих ВСОКО;
- подготовка приказа о проведении ВСОКО в ДОО;
- определение направлений, основных показателей, критериев, инструментария ВСОКО;
- определение организационной структуры, ответственных лиц, которые будут осуществлять оценку качества образования.
Второй этап - информационно-диагностический:
- сбор информации с помощью разработанного инструментария для проведения процедуры ВСОКО;
- оценка деятельности педагога;
- оценка работы специалистов: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования;
- оценка развивающей предметно-пространственной среды;
- оценка работы с родителями;
- оценка управленческих условий.
Оценочные карты можно и нужно изменять «под себя»: под условия собственного детского сада, под специфику детского коллектива, особенности программы и т.д.
На третьем этапе проводят анализ полученных результатов и сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков.
Итогово-прогностический этап заключается в предъявление полученных результатов педагогическому коллективу и родительской общественности. А также в разработке дальнейшей стратегии работы ДОУ, которая позволит:
- эффективно управлять качеством образования;
- оценивать эффективность функционирования;
- формировать систему контроля качества образования;
- выявлять проблемы ДОУ и тенденции в их развитии;
- определять факторы, наиболее существенно влияющие на качество образования;
- повысить качество и эффективность управленческих решений;
- повысить уровень информированности получателей образовательных услуг, общественности о состоянии системы образования ДОУ.
Как правило, внешнее оценивание сконцентрировано именно на управленческих условиях, и потому они подробно прописаны в соответствующих документах, а потому не рассматриваются инструментами внутренней оценки.
ВСОКО обязательный рабочий документ детского сада, регламентирующий оценочные процедуры и отчет по ним. Строгих законодательных требований, касающихся организации ВСОКО, в данный момент не установлено, поэтому детские сады имеют право разработать свою систему оценки со всеми сопутствующими документами.