Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ

Дата публикации: 2022-01-26 12:24:16
Статью разместил(а):
Голосова Елена Николаевна

Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ

Автор: Голосова Елена Николаевна

МБОУ "Одинцовская СОШ № 17 с УИОП", дошкольное отделение - детский сад №1

 

Аннотация: В этой статье автор предлагает обобщённую характеристику ВСОКО, рассматривает цель, нормативно-правовое обеспечение и этапы проведения внутренней оценки качества.

Ключевые слова: ВСОКО, качество образования, оценка качества.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Для того чтобы рассмотреть, что такое внутренняя система оценки качества образования, прежде всего, нужно ответить на вопрос: что такое качество? В законе «Об образовании» ответ звучит так: «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки детей, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе достижения планируемых результатов образовательной программы.» (Федеральный Закон РФ от 29.12.20012г. № 273-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» глава 1, статья 2. п.29) 

Конечно, детские сады постоянно контролируются, оцениваются извне на выполнение различных требований и норм. Внешний контроль за деятельностью ДОУ включает:

- Лицензирование образовательной деятельности ДОУ

- Государственный контроль качества дошкольного образования

- Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования (текущий и внеплановый)

- Аттестация руководителей и педагогических кадров ДОУ

- Контроль за выполнением ДОУ Государственного задания

- Публичные отчеты ДОУ

- Другие формы контроля государственных уполномоченных органов (финансовых и др.)

- Разработка системы федерального, регионального мониторинга качества дошкольного образования

- Доступ населения к электронной информации о деятельности образовательных учреждений и о качестве предоставляемых ими образовательных услуг

Однако внешняя система оценивания мало касается содержания и конкретной работы с детьми. Внутренняя система оценки качества образования ДОУ предназначена для управления качеством образования в ДОУ, обеспечения участников образовательных отношений достоверной информацией о качестве образования, предоставляемого ДОУ, и о его тенденциях развития. В рамках ВСОКО осуществляется оценка качества образования, выполняемая ДОУ самостоятельно, с помощью процедур мониторинга и контроля. Можно сказать, что ВСОКО — это «зеркало», глядя в которое коллектив постепенно улучшает свою работу.

Новый Федеральный стандарт дошкольного образования акцентирует важность поддержки и развития субъектности ребенка — его инициативы, самостоятельности, ответственности, умения выбирать и действовать по собственному выбору.

Однако заявленные ценности трудно реализовать, поскольку они требуют принципиального изменения педагогической деятельности и соответствующих инструментов, прежде всего — управленческих, позволяющих понимать, как работает коллектив, насколько ему удается обеспечивать заявленное в Стандарте представление о качестве образования дошкольников. Самым важным управленческим инструментом, на наш взгляд, является система оценивания качества образования в детском саду, способы получения обратной связи.

ФГОС ДО предъявляет требования:

- к структуре ОП, в т.ч. к соотношению и содержанию частей, их объему;

- к условиям реализации ОП ДО, в т.ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

- к результатам освоения ОП ДО.

А это значит, что необходима оценка качества процессов и содержания реализуемого образования; качества условий, созданных в организации для успешного протекания образовательного процесса и качества результатов образования.

Целью системы оценки качества дошкольного образования является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы дошкольного образования и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в дошкольном учреждении, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

Задачи:

- получить объективную информацию о функционировании и развитии дошкольного образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах, оказывающих влияние на динамику качества образования; 

- предоставить всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования; 

- принимать обоснованные и своевременные управленческие решения по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; 

- планировать контроль на основе аналитической деятельности; 

- прогнозировать развитие образовательной системы в Учреждении. 

Основными нормативно-правовыми документами, обеспечивающими реализацию внутренней системы оценки качества образования в дошкольной организации, являются:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» о 29.12.2012 № 273 ФЗ;

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»;

- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

- Приказ Минобрнауки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;

- Приказ Минобрнауки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

- СанПиН 2.4.3648-20;

- Устав ДОУ;

- Положение о самообследовании;

- Положение о внутреннем (должностном)контроле;

- Положение об управляющем совете;

- Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

При проведении процедуры ВСОКО весь процесс можно разделить на следующие этапы:

1. Нормативно-установочный этап:

2. Информационно-диагностический этап:

3. Аналитический этап:

4. Итогово-прогностический этап.

Нормативно-установочный этап включает в себя:

- изучение нормативных правовых документов, регламентирующих ВСОКО;

- подготовка приказа о проведении ВСОКО в ДОО;

- определение направлений, основных показателей, критериев, инструментария ВСОКО;

- определение организационной структуры, ответственных лиц, которые будут осуществлять оценку качества образования.

Второй этап - информационно-диагностический:

- сбор информации с помощью разработанного инструментария для проведения процедуры ВСОКО;

- оценка деятельности педагога;

- оценка работы специалистов: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования;

- оценка развивающей предметно-пространственной среды;

- оценка работы с родителями;

- оценка управленческих условий.

Оценочные карты можно и нужно изменять «под себя»: под условия собственного детского сада, под специфику детского коллектива, особенности программы и т.д.

На третьем этапе проводят анализ полученных результатов и сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков.

Итогово-прогностический этап заключается в предъявление полученных результатов педагогическому коллективу и родительской общественности. А также в разработке дальнейшей стратегии работы ДОУ, которая позволит:

- эффективно управлять качеством образования;

- оценивать эффективность функционирования;

- формировать систему контроля качества образования;

- выявлять проблемы ДОУ и тенденции в их развитии;

- определять факторы, наиболее существенно влияющие на качество образования;

- повысить качество и эффективность управленческих решений;

- повысить уровень информированности получателей образовательных услуг, общественности о состоянии системы образования ДОУ.

Как правило, внешнее оценивание сконцентрировано именно на управленческих условиях, и потому они подробно прописаны в соответствующих документах, а потому не рассматриваются инструментами внутренней оценки.

ВСОКО обязательный рабочий документ детского сада, регламентирующий оценочные процедуры и отчет по ним. Строгих законодательных требований, касающихся организации ВСОКО, в данный момент не установлено, поэтому детские сады имеют право разработать свою систему оценки со всеми сопутствующими документами.

 

. . . . .