Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование проектной технологии во внеурочной деятельности младших школьников

Дата публикации: 2020-08-04 09:39:03
Статью разместил(а):
Седова Евгения Вадимовна

Использование проектной технологии во внеурочной деятельности младших школьников

(Проект Лэпбук «Как жили наши предки»)

Автор: Седова Евгения Вадимовна

МАОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 14», г. Кемерово

 

Аннотация: проектная деятельность младших школьников, будучи структурной единицей процесса обучения, способствует: обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся.

Ключевые слова: проектная технология, лэпбук.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

В настоящее время всё более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Эту проблему можно решать через проектно-исследовательскую деятельность, начиная с первого класса.

Младший школьный возраст – самый благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте ребёнок  любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать.

С первого класса я приучаю своих учеников к самостоятельной поисково-творческой деятельности.

Темы проектных работ выбираю из содержания учебных предметов или из содержания занятий по внеурочной деятельности. Но при этом не предлагаю её сама, а стараюсь подвести, подтолкнуть детей к выбору необходимой темы. Сегодня я хочу вам представить один из своих проектов, выполненных моими учениками на внеурочном занятии.

Выполнение проекта предусматривает следующие этапы:

1. Выбор проблемы (темы проекта). Анализ предстоящей деятельности. Выбор подтем. Формирование творческих групп.

2. Разработка проекта (планирование).

Подготовка материалов к исследовательской работе:

- формулирование вопросов, на которые нужно ответить;

- разработка заданий для групп;

- отбор литературы и других источников информации;

- выбор материалов и оборудования, которые будут использоваться в процессе реализации проекта.

3. Технологическая стадия:

- теоретический этап: подготовка докладов по темам;

- творческий этап: выполнение рисунков по темам докладов;

- заключительный этап: выполнение макетов по теме «Жизнь наших предков».

4. Результативная стадия (презентация и оценка результатов).

Защита и саморефлексия (оценка результатов и процесса в целом).

1. Выбор проблемы.

На занятиях курса внеурочной деятельности «Клуб юных историков» перед нами встал вопрос, что мы знаем о жизни наших предков? Как люди жили раньше? Как работали и отдыхали?

Какую одежду носили? Что ели? Во что играли? Как обучали своих детей? Во что верили?

Оказалось знаний для ответов на эти вопросы недостаточно. Именно поэтому возникла необходимость создания данного проекта.

Мы с ребятами решили, что выбранная нами тема проекта актуальна, потому что знать свою культуру, свои корни необходимо. Достаточно заметить, что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и всего общества.

2. Разработнка проекта.

Одному найти и изучить столько информации невозможно. Поэтому решили, пусть каждый узнает что-то новое, потом соединим знания и познакомим с ними учащихся класса.

А чтобы легче было найти свою «дорожку», было предложено сначала составить общий список тем.

Желающим раздали листки с темами. Ребята должны были вписать свои имена и фамилии и подчеркнуть выбранную ими тему. Были и такие, которые предложили свои. При выборе темы можно было посоветоваться с родителями.

При работе над проектом надо учесть, что дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Поэтому очень важно привлечь родителей к сотрудничеству.

Родители были приглашены оказывать помощь в работе над проектом. На родительском собрании была проведена консультация, а также индивидуальные беседы с родителями по интересующим вопросам.

Результатом нашего проекта стало создание лэпбука о жизни наших предков, их жилище и одежде, быте и образовании, оружии и верованиях.

Цель нашего проекта: создание лэпбука о жизни наших предков. 

Задачами проекта стали:

1. Изучить материал, как выглядели и из чего были построены жилища на Руси.

2. Выяснить, как учились, во что верили и чем защищались от врагов

3. Найти материал о питании, об угощениях наших предков.

4. Подобрать пословицы, загадки по теме проекта.

Каждый участник проекта защищал своё сообщение на уроке окружающего мира.

Продолжительность проекта составляет 1 месяц.

Основными методами и приёмами явились: изучение научной литературы и Интернет-ресурсов, сбор материала на тему проекта, обработка собранной информации, выступления с докладами на уроках и занятиях внеурочной деятельностью, создание презентации, творческая работа: создание лэпбука, защита проекта.

3. Технологическая стадия.

На данном этапе мы с ребятами учились искать информацию, собирали интересные факты, работали с художественной литературой, учились выделять главное, поговорили со своими родителями, бабушками и дедушками. Посетили школьную  библиотеку. Вот что мы узнали.

1. Жилища наших предков.

Данила изучал материал о том, как выглядели и из чего были построены жилища на Руси, как облагораживались, украшались. Что представляли из себя дома крестьян, дома богатых людей.

Изученный материал Данила собрал и изложил в книжке-раскладушке «Как выглядели жилища на Руси» и приготовил задание «Обставь мебелью избу»

2. Верования древних славян.

Темой верования занимался Максим. Он её сам предложил.

Древние славяне верили во многих богов. По их мнению, вся природа являлась живой и имела добрых и злых духов, которые жили в лесах, болотах, реках и влияли на жизнь всех людей.   

По итогам своей работы Максим создал книжки-малышки «Наши предки были язычниками» и «Вера в добрых и злых духов».

3. Чем питались и как пировали в древней Руси.

Егору захотелось выяснить, какую пищу употребляли наши предки. Он нашел интересный материал. Найденный материал он оформил в  книжке «Как питались наши предки».

4. Одежда.

Темой нарядная и повседневная одежда наших предков заинтересовался Иван. Он выяснил, какой вид имела мужская одежда, во что наряжались женщины. Какие головные уборы носили. Что служило обувью. Для ознакомления детей со своим материалом Иван приготовил карточки с описанием одежды, обуви и головного убора и предложил раскрасить иллюстрации «Жизнь в Древней Руси»  

5. Вооружение.

Тему вооружения выбрал Артем. Его заинтересовало, как защищались, и какое оружие использовали наши предки. Итогом работы Артема стало изготовление буклета «Чем защищались наши предки».

6. Образование.

Роману очень захотелось узнать, где и как учились дети в Древней Руси, как зарождалось школьное образование. Рома рассказал об этом на карточках, с описанием «Школы в Древней Руси» и предложил собрать пословицы.

7. Игры и игрушки.

Во что и чем играли в те времена, решила разузнать Диана. Оказалось, что история игрушек имеет такую же длиннейшую летопись, как и история человека. Об играх и игрушках Диана рассказала на карточках «Игры и игрушки».

4. Результативная стадия.

Таким образом, реализация проекта «Как жили наши предки» позволила расширить кругозор, познавательный интерес, сформировать уважительное отношение к истории нашей страны, традициям и культуре.

Результатом нашей работы стало изготовление лэпбука, в котором мы  познакомили в интересной и занимательной форме одноклассников с жизнью наших предков на занятиях внеурочной деятельностью и на уроках окружающего мира.

Воодушевленные ребята приняли участие в выставках рисунков «История русского костюма» и «Жилища наших предков»

 

Список литературы:

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

5. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

6. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность обучающихся. – М., 2005.

 

. . . . .