Организация контроля: индивидуальная форма
Организация контроля: индивидуальная форма
Автор: Данилова Татьяна Викторовна
МБОУ "Гайдаровская СОШ"
Введение.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является для преподавателя средством установления того, как осваивается программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения. В тоже время проверка и оценка являются признаком трудностей в изучении материала, эффективности применения того или иного учебного пособия, методов и приемов обучения. Проверка знаний важна и для обучающихся, так как служит им сигналом об уровне усвоения и обучает самоконтролю.
Основной целью проверки и оценки качества знаний является определение качества усвоения обучающимся программного материала.
Задачами учета и контроля знаний можно считать следующие:
· дать оценку уровню умений учащихся добывать знания самостоятельно;
· определить меру ответственности за результаты учения;
· преподаватель должен анализировать результаты контроля и делать вывод о необходимости совершенствовать преподавание, а ученик – о необходимости продвижения в своем умственном развитии.
Условно контроль знаний обучающихся можно подразделить на следующие виды: итоговый контроль, текущий контроль, тематический контроль.
На сегодняшний день модернизация учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменение в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны находить возможность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающегося.
Основная часть. Индивидуальная форма контроля.
Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, решение задач, примеров; написание рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.
В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся при выполнении специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке и возможностям.
Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.
Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабо успевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.
Для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу - различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования сравнивать, сопоставлять, расклассифицировать, обобщать и т.п. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны. Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток.
Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы как фронтальная и групповая.
Работать индивидуально - значит работать полностью самостоятельно. При этом ребенок мыслит и действует наиболее активно, что приводит к более прочному и осмысленному формированию знаний, умений и навыков. При индивидуализированной форме обучения каждый ученик работает в соответствии с уровнем своих учебных возможностей. Учитель подбирает каждому такие задания, дает такие инструкции, которые наиболее оптимально позволяют учиться ребенку. Организуя работу в индивидуализированной форме, учитель получает информацию о реальных знаниях и умениях каждого ученика. Но в условиях группового способа обучения использовать индивидуализированную форму организации учебной деятельности очень трудно. Она требует от учителя громадных затрат времени для разработки заданий и инструкций. Индивидуальная форма обучения совершенно необходима, но злоупотребление ею на уроках ведет к повышению тревожности учащихся, а также к их разъединению, развитию эгоистических проявлений школьников.
Заключение.
Индивидуальный контроль - эта работа многоплановая, разнообразная, систематическая. Виды контроля зависят от возраста детей, изучаемой темы и многого другого. Все виды контроля в общей сложности позволяют многим обучающимся достигнуть необходимых результатов обучения и успешно сдать экзамены.
Такой контроль знаний не только проверяет, но и воспитывает обучающегося, что и является неотъемлемой частью образовательного процесса.