Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Тематические презентации на уроках в начальной школе

Дата публикации: 2021-12-08 15:30:35
Статью разместил(а):
Кустова Светлана Викторовна

Тематические презентации на уроках в начальной школе

Автор: Кустова Светлана Викторовна

МАОУ «Лицей», г. Реутов

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о специфике применения учебных презентаций на уроках в начальной школе. В качестве примера приводится фрагмент урока на тему «Периметр многоугольника» с использованием презентации, созданной автором работы.

Ключевые слова: презентация, фрагмент урока.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы является одним из эффективных способов повышения мотивации учения, высокой скорости усвоения знаний, развития творческих способностей и создания на уроках благополучного эмоционального фона. Основная форма обучения в младших классах - игровая, а наиболее эффективные игры, созданы с применением компьютерных технологий. Для использования на уроках ИКТ была выбрана мультимедийная среда Power Point – программа создания слайдов для презентации, которые используются при проведении занятий по различным предметам.

Я применяю данный вид работы на различных уроках, в том числе и на уроках математики, в частности, при работе с геометрическим материалом. Разработаны уроки и презентации к ним по темам: «Ломаная. Длина ломаной», «Многоугольники», «Периметр многоугольника», «Прямой угол», «Виды углов», «Прямоугольник». Интерес школьников к урокам с использованием ИКТ повышается. Однако центром внимания должна быть не сама презентация, а методы и формы обучения с ее использованием. Таким образом, ИКТ в начальной школе - это средство для решения определенных дидактических задач. Это особенно актуально в условиях дистанционного обучения.

В чем специфика применения ИКТ в начальной школе? Использование ИКТ повышает эмоциональный отклик обучающихся на уроке, дает визуальное подкрепление изучаемому материалу, но все это должно быть ограничено десятью минутами (не только с точки зрения санитарно-гигиенических норм, но и просто потому, что больше 10 минут ученики начальной школы одной деятельностью заниматься не могут). В связи с этим речь идет не о полной замене традиционных методов и средств обучения, а о включении отдельных элементов информационных технологий в структуру традиционного урока (так называемой «информационной поддержке»).

Презентация должна идти не целостным блоком, а фрагментами, своеобразным пунктиром по уроку. Готовя презентацию, необходимо учесть специфику начальной школы: значительную роль наглядности в учебном процессе, поэтому в соотношении «текст/картинки» последние преобладают. Текст должен содержать выводы, ключевые слова.

Презентация должна соответствовать поставленным целям и задачам урока. Информация в презентации должна быть важной и лаконичной. Лишняя анимация и красочность только отвлекает.

Как организована работа детей на уроке, когда использую мультимедиа? Дети работают в обычном режиме. Обсуждение темы по слайду проходит в форме беседы. Объяснение новой темы и повторение– с опорой на картинки. Потом работы с учебником и в тетрадях. На закреплении ребята работают активно, впечатление у них как правило, много. На уроке обязательно должна быть смена видов деятельности и физкультминутки для снятия зрительного напряжения.

Еще один «плюс» презентации: сокращается время на подготовку к другим урокам (можно использовать отдельные слайды на занятиях по другим темам).

В качестве примера приведу презентацию к уроку на тему «Периметр многоугольника». Презентацию использую на этапах изучения и закрепления изученного материала.

Фрагмент урока математики во втором классе. Тема: «Длина ломаной. Периметр многоугольника».

Учитель: сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране «геометрии». Повторим как находить длину ломаной, узнаем, что такое периметр многоугольника и как его находить. Чтобы всё запомнить, нам надо быть внимательными, поэтому потренируем наше внимание.

Демонстрируется слайд

Посмотрите на этого человечка и запомните, из каких фигур он сложен. Назовите фигуры (треугольник, прямоугольник, пятиугольник). Этот человечек будет сопровождать нас в учебном путешествии. Повторив, что мы уже знаем о ломаных.

Демонстрируется слайд

Назовите одним словом эти фигуры . (Это ломаные линии).

Из чего состоят ломаные линии? (Из звеньев).

На какие две группы можно разделить эти ломаные линии? (Замкнутые и незамкнутые).

Назовите номера незамкнутых линий? (1, 2, 3, 4)

Как узнать, какая из линий самая длинная? (Найти длины ломаных)

Как найти длину ломаной линии? (Измерить длину каждого звена и найти сумму длин звеньев).

Назовите номера замкнутых ломаных линий. ( 5, 6, 7, 8)

Можем ли мы найти длины замкнутых ломаных линий? (Да)

Что для этого необходимо сделать? (Измерить длину каждого звена и найти сумму  длин звеньев).

Практическая работа.

У вас на партах лежат карточки.

Возьмите карточку № 1.

На ней начерчена замкнутая ломаная.

4см   3см   5см

Сколько в ней звеньев? (Три)

Найдем длину ломаной. Что для этого нужно сделать? (Измерить длину левого звена – 4 см, правого – 3 см, нижнего – 5 см).

Найдем сумму длин звеньев. Запишите в тетрадь. 4 + 3 + 5 = 12 см

Как по другому можно назвать эту ломаную? (Треугольник, многоугольник).

Как назвать отрезки, из которых состоит треугольник? (Стороны).

Находя длину замкнутой ломаной линии, что мы находим? Скажите другими словами. (Сумму длин сторон многоугольника).

В математике сумма длин сторон многоугольника называется периметр.

Мы с вами находили периметр треугольника, точно так же можем найти периметр любого многоульника.

Демонстрируется слайд

Что же такое периметр многоугольника – прочитайте на слайде.

Математики решили периметр обозначать буквой Р. А запись будет такой: Р = 4 + 3 + 5 = 12 (см). Подпишите букву Р.

Закрепление изученного материала.

Решение задач на вычисление периметра.

Возьмите карточку № 2, самостоятельно найдите периметр многоугольника, используя образец записи на слайде.

4 см  2 см  3 см  5 см

Физкультминутка.

Устная работа. 

Демонстрируется слайд

Перед вами две фигуры.

Как называется фигура № 1? (Четырехугольник).

Давайте найдем его периметр. Можем сразу найти периметр? (Нет).

Что нужно сделать сначала? (Перевести длины всех сторон в сантиметры).

Рассмотрите фигуру № 2. Как она называется? (Прямоугольник).

Почему даны длины только двух сторон, хотя в прямоугольнике их 4.

(Противоположные стороны прямоугольника равны, поэтому достаточно указать размеры 2-х сторон: длины и ширины).

Запишите: 1-й вариант - нахождение периметра 1-й фигуры,

2-й вариант – нахождение периметра 2-й.

Демонстрируется слайд.

- Опять с нами любимые герои мультфильмов.

Кто сегодня у нас в гостях? Какой вопрос они нам задают?

Давайте составим условие задачи по рисунку и вопросу.

Какую геометрическую фигуру образует путь Совуньи?

Как по другому назвать весь путь Совуньи, т.е. задать вопрос к задаче? (Периметр треугольника).

Как найти периметр треугольника? (Сложить длины сторон).

Сразу можно найти периметр? Почему?

Чему равна длина первой стороны треугольника? (30 м).

Что известно о второй стороне? (Что она на 10 м больше первой).

Как найти длину второй стороны? ( К 30 м прибавить 10 м).

Что известно о третьей стороне? (Что она на 20 м больше второй).

Как найти длину третьей стороны? (К длине второй стороны прибавить 20 м).

План решения.

Что узнаем сначала? (Длину второй стороны).

Что узнаем вторым действием? (Длину третьей стороны).

Что узнаем третьим действием? (Периметр треугольника).

Решение ученики записывают самостоятельно (2 ученика у доски).

На примере фрагмента урока мы видим, что презентация используется с учетом санитарных норм, выполняет роль наглядного пособия на уроке. Смена деятельности учеников не допускает прогрессирования утомляемости, а яркие красочные картинки, элементы анимации повышают мотивацию детей на уроке.

 

. . . . .