Возможности технологии "Природосообразное воспитание грамотности"
Возможности технологии "Природосообразное воспитание грамотности" в организации исследовательской деятельности младших школьников
Автор: Цуканова Светлана Николаевна
МОАУ "СОШ", с. Солнечное Ивановского округа Амурской области
Аннотация: Данная статья знакомит читателя с опытом работы по технологии А.М. Кушнира «Природосообразное воспитание грамотности». Автор рассказывает о возможностях технологии в организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, саморазвитие, самовыражение, авторское письмо, младшие школьники.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Дистервег.
На современном этапе работы начальной школы, а именно в условиях модернизации образования, когда одной из главных задач является создание условий для развития личности младшего школьника, способного адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей. Важно, чтобы пройдя все этапы школьного обучения, выпускник приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий.
В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов в организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создание школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности уже на первой ступени обучения.
Многолетний опыт работы с младшими школьниками позволил определить для меня, что образовательная технология А.М. Кушнира «Природосообразное воспитание грамотности» наиболее эффективно способствует саморазвитию личности ученика и помогает обеспечить каждому ребёнку оптимальные условия развития в нормальной разноуровневой среде. Более того, я заинтересовалась возможностью организации исследовательской деятельности.
«Огромный объём чтения, создающий множество лично-значимых проблемных ситуаций, уроки письма, где мы пишем тексты, приводящие сознание ребёнка в режим поисковой деятельности, где дети – реальные деятели с ежедневными достижениями и открытиями, доводят интеллектуальные притязания детей до уровня, когда появляется потребность в самовыражении и продуктивная деятельность является желаемой трудностью». А. Кушнир. «Педагогика грамотности». Журнал «Школьные технологии» № 4, 5 -1996г.
Начиная с 1 класса, я планирую для каждого ученика индивидуальные информационные пространства в рамках единой темы, которые обживаются детьми в процессе работы – подготовки сообщения, доклада, реферата. Например, тема в 1 классе – «Вода-путешественница» разбивается на подтемы:
· «Куда текут реки?»
· «В каких состояниях бывает вода?»
· «Откуда к нам поступает вода?»
· «Почему снег хрустит под ногами?»
Затем в процессе обмена информацией на уроке устного слова создаётся общее информационное пространство группы. И каждый ребёнок, готовивший выступление по одному из вопросов, становится не только носителем актуально значимых знаний, но и испытывает чувство удовлетворения от своего маленького научного открытия.
В процессе подготовки своего выступления маленький «первооткрыватель» выполняет рисунки, схемы, макеты, проводит опыты, готовит дополнительный иллюстративный материал.
При развитии навыка подготовки материалов для устных выступлений всё более возрастает самостоятельность ученика. Начиная с этапа подготовки всего материала выступления учителем, я веду ученика к такому уровню самостоятельности, на котором он сам выбирает актуальную для него тему (уместно вписывающуюся в контекст учебного плана) и подготавливает материал выступления с элементами «психологической привязки». Вместе с тем возрастает объём изученной информации и усложняются исследовательские задачи: от небольшого монопредметного сообщения до межпредметного реферата.
«Навык реферирования информационных материалов имеет самостоятельное значение и будет востребован в старших классах». А. Кушнир. «Педагогика грамотности» «Школьные технологии» № 4, 5 1996г.
Мне уже не кажется сложным, когда мои ученики на уроке работают с индивидуальным набором первоисточников по «индивидуальным» темам. В учебном кабинете на видном и доступном месте стоят книги: словари, справочники, энциклопедии. Дети учатся находить нужный материал на заданную тему, с удовольствием посещают библиотеку.
Но учитель живёт, пока учится. Изучая педагогическую литературу, меня заинтересовали материалы о проектной деятельности учащихся. Авторы статей в журналах «Народное образование», «Сельская школа», «Школьные технологии» помогли осознать приоритеты проектной деятельности. Меня заинтересовала новая роль учителя, как разностороннего консультанта. Я попробовала применить данную технологию в 4 классе. Благодатной темой для самостоятельных проектов стал краеведческий материал. Так, например, в проекте по теме: «Страницы истории и культуры Приамурья» дети выбрали актуальные для каждого проблемные вопросы и готовили свои выступления с элементами «психологической привязки».
· «Каково историческое прошлое Приамурья?»
· «Почему с. Албазино является историческим памятником?»
· «Каковы обычаи и традиции коренных жителей Приамурья – эвенков?»
· «Чем знамениты эвенкийские рукодельницы?»
Этот проект позволил расширить информационное пространство моего класса в области истории, географии, краеведения, литературы и культуры. Моим маленьким «исследователям» пришлось изучить огромный объём литературы, начиная с «Колыбели древних цивилизаций» академика А.П. Окладникова до амурской легенды Петра Комарова «Серебряный кубок», использовать материалы периодической печати, данные архива краеведческого музея. Результатами проекта стали: «Лента времени Приамурья», папка-раскладка «Обычаи и традиции эвенков», рисунки национальной обуви, одежды, сумок эвенкийских рукодельниц и другое.
Мои дети уже в 4 классе достаточно хорошо владеют навыками работы на компьютере, и поэтому у нас появилась возможность вывести проектную деятельность на более высокий технологичный уровень. Мои ученики с огромным желанием учатся грамотно находить нужную информацию в Интернете, изготавливают буклеты, выполняют творческие работы по составлению программы компьютерных презентаций.
Возможности организации исследовательской деятельности при применении технологии А.М. Кушнира заключаются не только в устном, но и в письменном самовыражении.
Так, отбор учебного материала для наших уроков русского языка происходит также в соответствии с интересами и потребностями моих детей, способствует «разжиганию» их любознательности. «Любознательность, которая создаёт учёных и поэтов, овладевает даже малышами. Они хотят, чтобы им открыли вселенную, таинственную вселенную». (Франс)
К примеру, я предлагаю детям такие тексты диктантов со зрительной опорой, которые требуют дополнительного исследования. В начале урока я ставлю перед ребятами проблемный вопрос, например, один из перечисленных ниже:
· «Почему запотевают окна?»
· «Как возникла Москва?»
· «Из чего состоит планета Земля» и другие.
Дети выдвигают гипотезы, дискуссируют, пытаются найти ответ на вопрос в научной литературе, затем пишут текст с таким живым интересом, который приводит сознание ребёнка в режим поисковой деятельности и является колоссальной движущей силой. « Не использовать в обучении эту энергию живого детского интереса также неразумно, как пытаться плыть на лодке против течения по бурной реке». С. Зайцев «Личностно-ориентированное обучение младших школьников» журнал «Директор школы» № 3 2005 г.
Опираясь на мотив личностного роста моих учащихся, я стараюсь вытащить на свет новый предмет исследования: текст-оригинал и его автора.
К моему великому изумлению, авторское письмо, как одна из самых сложных форм творчества, имеет право на существование уже в начальной школе!
Предметом для письменного самовыражения служат прочитанные книги. Дети пишут сначала небольшие сочинения-отзывы. Приведу примеры из сочинений моих учащихся, написанных во 2 классе.
«Мне понравилась сказка К. Чуковского про доктора Айболита. Доктор Айболит был добрый, потому что он лечил животных. В этой сказке добро побеждает зло. Я тоже люблю приключения, и мне нравятся книги о пиратах». «Мне понравилась сказка «Аленький цветочек», потому что она волшебная. Больше всего мне понравилась младшая дочь, потому что она выручила отца. Она была смелая. Ещё мне понравился дворец. Он был такой красивый, что ни в сказке сказать, ни пером описать …».
Мне удалось отследить творческий рост учащихся при написании сочинений. Если в самостоятельных работах моих маленьких «писателей» на раннем этапе развития (2 класс) содержится в основном эмоциональный отклик, небольшие самостоятельные выводы, умозаключения, то к концу 4 класса уже присутствуют оригинальные мысли, используются для самовыражения личных переживаний различные художественные средства. У детей появляется интерес к личности писателя, используются дополнительные источники информации.
И вот какие сочинения мы пишем в 4 классе. Приведу отрывок из сочинения по теме «Мой край – Приамурье моё».
«Сегодня ночью мне приснился сон, как будто ко мне прибежали три бурундука: золотой, серебряный и оловянный. Золотой бурундук помчал меня по всему Приамурью вместе с В. Поярковым. Серебряный бурундук показал мне все полезные ископаемые, которые спрятаны в недрах Амурской земли: медь, хризолит, вольфрам и другие. А оловянный – повёз меня на север, на холодный остров Новая Земля. Там я увидел, как живут полярники и белые медведи».
Это – отрывок из сочинения мальчика. Этот ученик, начиная с 1 класса, проявлял большой интерес к природоведению, географии.
Для своих сообщений, рефератов он выбирал такие темы:
· «Куда текут реки?»
· «Глобус-модель Земли»
· «Почему происходят землетрясения?»
· «Стихийные бедствия на Земле»
· «Полезные ископаемые Амурской области»
При работе над своим сочинением, он использует своё личное информационное пространство и пытается фантазировать, обращается к собственному опыту. А это и есть авторское письмо.
Ещё один пример из сочинения по теме «О братьях наших меньших»
«Я расскажу о книге Э. Сетона-Томпсона, которая называется «Рассказы о животных». Писатель родился в Англии, но через 7 лет семья переехала в Канаду. Больше всего меня поразило то, что Эрнест, когда увидел в магазине книгу «Птицы Канады», захотел её купить, во что бы это не стало …».
Это сочинение является наглядным примером, когда у ребёнка появляется интерес к личности писателя.
«В значительной степени наше теперешнее сочинительство подготовлено эволюцией ребячьего рассказа на уроках устного слова….И это совершенно естественно –– письменная коммуникация возникает вслед за устной». А.Кушнир.
Постепенно у детей начинают обнаруживаться пристрастия к определённой тематике. Такие пристрастия часто совпадают с увлечениями детей, и они становятся «экспертами» в отдельных областях знания, что обеспечивает им значимую социальную позицию. Так, например, у девочки стали обнаруживаться пристрастия ко всему красивому и изящному в природе, культуре, и они совпали с её увлечением - фотосъёмкой. Давайте проследим её становление, как «эксперта» в области «красивого и изящного». Так, при подготовке к урокам устного слова в 3 классе, она выбирала темы: «Чудеса Кремля» (о соборах Кремля), «Цветы на клумбе», «Эта удивительная природа». В 4 классе, при создании проектов по краеведению, она готовила материал на актуальные для неё темы: «Архитектурные памятники города Благовещенска», «Обычаи и традиции коренных народов Приамурья».
Каков же стал уровень развития исследовательских умений у этой девочки в 5 классе? Побывав во время летних каникул на Жёлтом море, она провела для учащихся класса фотосессию «Экзотические места южного Китая». В марте, выступая на школьной научно-практической конференции, она подготовила компьютерную презентацию «Взгляд на окружающий мир средствами пейзажа».
Как видим, если основным принципом обучения в начальной школе становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, то при создании адекватных условий при переходе ребёнка в 5 класс можно повысить уровень исследовательской культуры школьника, тем самым помочь приобрести новый подход к пониманию окружающего мира.
Для защиты своих проектов на школьных научно-практических конференциях мои ученики учатся основам … самомаркетинга, умениям презентовать себя: планировать своё выступление, заинтересовывать своего собеседника, пользоваться убедительной и лаконичной речью, быть успешным. А это является одной из главных компетенций выпускника школы.
Итак, можно сделать вывод: самостоятельная исследовательская деятельность незаменима для становления личности младшего школьника и имеет психологическое обоснование: отвечает детской любознательности и стремлению, выраженному в словах «я – сам», способствует развитию нового подхода к пониманию окружающего мира: исследовательскому и творческому.