Формирование правильной речи у детей младшего школьного возраста средствами изографов
Формирование правильной речи у детей младшего школьного возраста средствами изографов
Автор: Щетинкина Наталья Евгеньевна
ГАОУ МО «Балашихинский лицей», г. Балашиха, Московская область
Аннотация: В данной статье автор говорит о внешних и внутренних факторах школьной неуспеваемости, с которыми сталкиваются учащиеся при чтении и письме, а также об одном из способов успешной борьбы с этой неуспеваемостью – использовании изографов.
Ключевые слова: факторы школьной неуспеваемости, чтение и письмо, методика работы с изографами.
Тематическая рубрика: начальная школа.
Важным условием полноценного развития ребёнка является его общение со взрослыми и сверстниками. Первые годы жизни, как известно, являются благоприятным периодом для усвоения родного языка, чем и определяется необходимость диагностики коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Практика обучения детей чтению и письму показывает, что многие дети при этом испытывают значительные трудности. Очевидно, что школьная неуспеваемость обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов. Затруднения в учёбе в ряде случаев могут быть вызваны недостаточной сформированностью отдельных функциональных систем психики. Учёные выделяют две основные причины, ведущие к такой несформированности. Первая из них связана с индивидуальными особенностями онтогенеза ребёнка. Факторами, приводящими к такому отставанию в формировании психики ребёнка, могут быть условия социальной среды, в которых растёт ребёнок или специфика развития мозга ребёнка.
Второй, достаточно большой группой факторов, обусловливающих трудности овладения грамотой, являются сложности самих процессов чтения и письма.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. Ученые выделяют ряд процессов, которые нарушаются при патологии чтения и письма:
-
овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука;
-
соотнесение звука с буквой;
-
синтез букв в слово;
-
способность расчленять слово на оптические и акустические элементы;
-
определение ударения, мелодии слова, гласных слова;
-
понимание прочитанного.
В своей практической деятельности, проводя диагностическое обследование детей, мы наблюдали специфическое нарушение письма и чтения, обусловленное несформированностью вышеуказанных процессов. Это послужило нам сигналом для более глубокого, детального изучения теоретической литературы, поиска новых форм, методов и приёмов коррекционной деятельности. Таким образом, мы использовали изографы, разработав цикл уроков с их применением.
Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.
Существует множество игровых упражнений, помогающих наиболее успешно овладеть грамотой - от первого знакомства детей с буквой до полного овладения чтением и письмом.
Формирование грамотной речи с помощью изографов обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания детей; даёт возможность каждому ребёнку участвовать в процессе выполнения заданий.
Методика работы с изографами.
1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в нём.
2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.
3. Составление слова.
4. Определение орфограммы в этом слове.
5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.
6. Записывание слова - изографа в тетради.
7. Называние букв и звуков слова - изографа.
8. Определение гласных и согласных букв в слове-изографе.
9. Разделение слова - изографа на слоги.
10. Зарисовка слова - изографа в тетради.
11. Отстукивание ритма слова - изографа.
12. Придумывание предложения со словом изографом.
13. Выкладывание из крупы одного из слогов слова - изографа.
Использование изографов в период обучения грамоте способствует постоянному повторению грамматического материала, тренирует в звуковом анализе и синтезе, формирует определенный способ мышления.