Совершенствование лексико-грамматических навыков через использование читательского дневника
Совершенствование лексико-грамматических навыков через использование читательского дневника на уроках английского языка
Автор: Глазырина Анна Викторовна
МБОУ "СОШ № 3 им. А.С.Пушкина", г. Воткинск, Удмуртия
Аннотация: использование читательского дневника в виде заметок по тексту оптимизирует работу учащихся на уроке, развивает лексико-грамматические навыки и является основой для построения устного высказывания.
Ключевые слова: читательские заметки, новые слова, грамматические конструкции, главные герои, сюжет.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Стремительные изменения в мире требуют использования новых подходов в образовательной системе. Современный учитель должен не только выстраивать учебный процесс как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс воспитания и развития личности, которая способна осознавать цель и практичность своего обучения, свободно оперировать информацией, творчески подходить к выполнению учебных заданий. В связи с этим перед каждым преподавателем стоит важная задача- развивать интерес к учению как к процессу, т.е. научить мыслить и прививать навыки практических действий.
Проблема обучения лексической и грамматической сторонам речи на уроках английского языка является одной из важных в методике обучения, поскольку усвоение лексики и грамматики вызывает большие трудности у учащихся, требует больших затрат времени и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Обучение лексической стороне речи происходит в тесной связи с такими видами речевой деятельности, как чтение и грамматика.
Рассмотрим обучение этим видам речевой деятельности на примере опыта работы по учебному пособию «Spotlight» авторов В. Эванс, Д. Дули, О.Е. Подоляка и Ю.Е. Ваулина на старшей ступени обучения в 10-11 классах. Данное пособие содержит достаточно большой объем лексики, направленный на понимание высказываний на слух, развитие навыков чтения и для использования в устных и письменных высказываниях.
Формирование лексических навыков осуществляется в ходе выполнения различных упражнений, обеспечивающих запоминание лексических единиц и употребление их в речи. Большое место отводится упражнениям на выработку умения сочетать лексические единицы, принадлежащие к различным лексико-грамматическим классам слов (существительное и прилагательное, глагол и существительное, местоимение и существительное, глагол и наречие). Тем не менее, работа с лексическими упражнениями дает только временный эффект и не позволяет перейти знаниям в долговременную память. Поскольку лексика требует постоянного повторения, решение проблемы видится в использовании читательского дневника «My reading notes», который предполагает самостоятельную работу учащихся с текстами учебника и дополнительной литературе в рамках изучаемой темы. Бланк работы может быть представлен следующим образом:
Name/surname Date
Myreadingnotes
The title of the story
The genre of the story
The author and some facts about him
New words and phrases
Word forms (3-5 examples)
Actual grammatical constructions
The main character(s)her/his characteristic and my personal opinion
The action of the story takes place
As a result of the story
I find the story and its events
The moral/ main idea of the story is:
Three questions I’d like to ask about the story
Работая по представленному плану, учащиеся развивают навыки самостоятельной работы, расширяют свой лексический запас, повторяют грамматический материал по пройденным темам и могут использовать свои записи в качестве опоры для пересказа. В качестве дополнения учащимся можно предложить выполнить следующие задания:
1. Написать вывод рассказа в форме пословицы или цитаты.
2. Начертить интеллект-карту к рассказу.
3. Создать кроссворд на основе рассказа.
4. Написать краткий пересказ истории от имени одного из героев.
5. Нарисовать иллюстрацию к сюжету рассказа.
Работа с текстом может носить парный характер: составление диалога между героями, игра в переводчиков (один учащийся говорит предложения по тексту на русском, а другой переводит их на английский), игра «продолжи логическую цепочку» (написание слов или фраз логически связанных друг с другом). Читательские заметки могут быть представлены в виде презентации, лэпбука, бук-трейлера, рекламного постера или газетной статьи.
Таким образом, читательские заметки могут быть представлены в разных формах, что привносит индивидуальный характер в данный вид работы и создает условия для развития навыков самостоятельной работы с лексическим и грамматическим материалом. Работа по плану читательских заметок также позволяет сократить время на объяснение материала на уроке, «оживить» работу в классе и может является основой для развития навыков устной речи, поскольку план читательских заметок помогает учащимся выстраивает последовательность пересказа текста.
Список литературы:
1. Антропова А.И. Педагогические технологии при обучении английскому языку / А.И. Антропова. – 2006-128 с.
2. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка- Минск; Высшая школа, 1997 - 516с.
3. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе – М.: Просвещение, 2006 – 287с.