Методические рекомендации по литературе для одаренных детей «Учимся работать с текстом»
Методические рекомендации по литературе для одаренных детей «Учимся работать с текстом»
Автор: Морозова Любовь Андреевна
ГБОУ "Школа № 477 Пушкинского района Санкт-Петербурга"
Методическая разработка, апробированная в течение последних трех лет, для 5–9 классов предполагает применение ее для углубленного изучения литературы одаренными детьми.
В основе разработки тематические модули для 5,6,7,8,9 классов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в методической разработке ставятся учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств, логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по различным признакам.
Кроме того, обучающиеся приобретают навык установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным, а также создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст.
Методическая разработка позволяет решать учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом. Формирование этих навыков легло в основу целевого блока методической разработки. Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции.
Исследовательские приёмы работы с информацией являются основой формирования универсальных учебных действий школьников, что является требованием современного образования в условиях подготовки к введению ФГОС на ступени основного общего образования. Кроме этого, сами приёмы универсальны, так как, являясь компонентом технологии развития критического мышления, широко используются в интерактивном, дифференцированном обучении, в рамках информационно-коммуникационных технологий.
Исследование, организованное в любой форме, способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, формировать навыки взаимодействия с другими людьми, объективно оценивать явления, факты, процессы, выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы, аргументировано отстаивать собственную точку зрения. Ученик, обладающий такими качествами, станет в будущем не только хорошим специалистом, но человеком, готовым и способным достойно жить в обществе.
Так формируется познавательный интерес (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся). Складываются навыки смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, происходит осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации).
Все это способствует формированию познавательных умений осуществлять анализ, синтез, классификацию информации, устанавливать причинно-следственных связей, структурировать сведения, понимать логику построения текста, уметь составлять к тексту вопросы различных видов. Формировать умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание.
Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие. Актуальность данной методической разработки в том, что она предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. В соответствии с ФГОС реализация данной методической разработки позволяет создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладевать обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствовать речевую деятельнось.
Основными задачами разработки являются следующие:
· поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
· формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
· приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
· уховно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.
Воспитание восприимчивости к слову – одна из главных предпосылок гармоничного развития личности, творческих, литературных, эстетических и эмоциональных переживаний. В своей книге «Сердце отдаю детям» В. Сухомлинский писал о том, что мальчиков и девочек необходимо научить образному мышлению, воспринимать не только то, о чём говорится, но и то, как говорится. Исходя из выше сказанного, для реализации своей методической разработки я использую разнообразные дидактические приёмы творческого развивающего обучения: «Фишбоун», «Солнышко»,«Гроздь»,круг «Вена», «Кластер».
Основной метод, применяемый учителем, - это метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности.