Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Работа с путеводителем на уроках английского языка

Дата публикации: 2020-04-29 01:20:17
Статью разместил(а):
Соколова Людмила Анатольевна

Работа с путеводителем на уроках английского языка

Автор: Соколова Людмила Анатольевна

МБОУ «Патракеевская ОШ»  Приморского района Архангельской области

 

Аннотация: Статья посвящена использованию путеводителя на уроках английского языка.

Ключевые слова: путеводитель, тетрадь для правил, английский язык.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Одна из трудностей в преподавании английского языка – это заучивать правила и новые слова и понятия. Потому что, как я сумела убедиться на своём опыте, дети часто не способны просто понять элементарное правило на уроках английского языка, ведь не секрет, что даже правила на уроках русского языка дети понимают и запоминают с трудом. А здесь нужно произвести гораздо большее количество операций в головном мозге, чтобы запомнить правила. Потому что они, например, в УМК Афанасьевой, Михеевой “Rainbow” часто просто не выводятся, а даются, как факт, без объяснений. И тут мы с детьми сталкиваемся с трудностями, а что самое главное в этом материале?

Прежде, чем вывести правило, нужно теоретический материал сначала разбить на смысловые части и найти самую главную из них. Поэтому важно сначала узнать, что они знают из теории русского языка на данном этапе, а уж потом работать с английским правилом в учебнике. Тем более ученику нужно сначала вспомнить изученный материал на уроках русского языка и на уроках английского языка  в качестве основы для нового правила, потом познакомиться с правилом в учебнике, выделить главное и второстепенное, прописать алгоритм или схему для более лёгкого усвоения, познакомиться с новой лексикой, которая часто сопровождает правило, постараться разобраться в ней. Часто материал излагается очень сухо и лаконично, поэтому без разъяснения и помощи учителя не обойтись.

Исходя из этого, я ввела такой вид работы, как Путеводитель. Потому что знаю, что для более прочного усвоения некоторой информации лучше прописать её. Сама хорошо помню те правила и схемы из своей школьной жизни, которые помогли мне запомнить трудные правила по английскому языку. Хочу привести здесь же выдержку из статьи «Трудности овладения письмом у учащихся начальных классов», в которой говорится, что «в функциональную систему письма входят следующие компоненты:

1)   процессы переработки слухо-речевой информации (звуковой анализ услышанного, слухо-речевая память);

2)   дифференциация звуков на основе кинестетической информации;

3)   актуализация зрительных образов букв;

4)   ориентация элементов буквы; буквы, строки в пространстве;

5)   моторное (кинетическое) программирование графических движений;

6)   планирование, реализация и контроль акта письма;

7)   поддержание рабочего состояния, активного тонуса коры»

Если так важно, с научной точки зрения, овладение письмом, и столько сфер деятельности мозга оно охватывает, то несомненно влияние письма на формирование и поддержание мыслительной деятельности ребёнка. Поэтому считаю очень важным и прописывать информацию, и работать с ней в процессе изучения и усвоения нового правила.

Думаю, что данная тетрадь, иногда мы её называем тетрадь для правил, просто необходим в изучении английского языка и объясню почему.

1. Этот рукодельный справочник позволяет фиксировать материал, который сохранится при систематическом заполнении тетради до конца изучения курса.

2. Материал прописывается учеником, что позволяет с помощью работы мелкой моторики запомнить написанное.

3. Ученики не просто списывают готовый материал, а вместе со мной прорабатывают схемы, таблицы, алгоритмы записи теоретического материала.

4. В данной тетради допускается произвольное ведение, т.е. использование цветных ручек, разных шрифтов и т.д.

5. Ведение этой тетради воспитывает в учащихся потребность систематизировать и упорядочивать свою деятельность, фиксировать информацию и потом пользоваться ею.

Приведу несколько примеров:

1. При изучении тему «Указательные местоимения» в 3 классе по УМК Афанасьевой самая главная проблема – это понять разницу в употреблении данных слов и правильно их произносить.

Поэтому для Путеводителя я раздаю готовые карточки с таблицами-кластерами:

Единственное число

 

Это, эта, этот

 

 

Тот, та, то

 

Множественное число

 

Эти

 

 

Те

 

 

И предлагаю, читая правило на стр. 5, заполнить таблицу. Но особо обращаю внимание на последний столбец, там предлагаю написать слова «близко» и «далеко».

В конечном варианте таблица будет выглядеть так:

Единственное число

This  

Это, эта, этот

Близко

That

Тот, та, то

Далеко

Множественное число

These

Эти

Близко

Those

Те

Далеко

Чтобы понять и привыкнуть к содержимому таблицы, предлагаю детям такие вопросы: 

- Как отличить множественное число от единственного? (4 буквы и 5 букв, произносятся по-разному)

- Как правильно применять данные местоимения?

Выработаем алгоритм:

1. Определяем число существительного.

2. Определяем расположение предметов в пространстве: близко или далеко.

3. Пользуясь таблицей, выбираем соответствующее местоимение.

Тут же можно предложить такой вид работы с этой таблицей:

Вставьте соответствующие указательные местоимения:

_____ flower (близко)

______houses (далеко)

______birds(далеко)

______books(близко)

______neighbor(далеко)

______men(близко)

______mouse(далеко)

2. При изучении сложноподчинённых предложений в 6 классе (“Rainbow English 6” авт. Афанасьева О.В.) как правило дети ещё не знают понятия «Сложноподчинённое предложение», т.е. они с ним знакомятся впервые на уроках английского языка. Мы сначала по модели русского предложения выделяем главное и придаточное предложения, средства связи, выясняем подчинение, задавая вопросы.

Только потом мы переходим к английским предложениям в учебнике, так же выделяем главные и придаточные предложения, средства связи, тут же вспоминаем, чем являются средства связи, что обозначают это слова. Обычно в Путеводитель я предлагаю выписать любое предложение из учебника или придумать самим, что сложно для ребят. При этом мы выделяем главные члены предложения, выделяем средство связи – «скрепу». Например: Дополнительные условия дописываем под словом «Важно!»

Фрагмент урока:

So, we answered journalists questions about birthday.

Look at the screen. Read these sentences.

I ask you: “Where are your friends?”

Say me where are your friends.

Translate these sentences.

What are differences in them?

Правильно, структура разная, знаки препинания разные, слово “where” используется по-разному.

Могу я заменить слово “where” другими словами? Да, могу, какими? Например, “how”, “what

В каком из предложений эти слова будут выполнять свою основную функцию? В первом. А что мы можем сказать про них во втором предложении? Правильно, здесь они не вопросительные, они «Скрепы», потому что скрепляют два предложения.

Откройте правило на странице 102. Прочитайте первое предложение. Are we right?

Write down one sentence into your Guide with translation.

Read further. Write «Важно»

1. Прямой порядок слов: подлежащее сказуемое, подчеркнём в выписанном предложении.

2. Не нужны кавычки, большая буква, знак вопроса.

А причём здесь эти вспомогательные глаголы? Правильно, эти сложноподчинённые предложения чем раньше были? Вопросами с вопросительными словами и со вспомогательными глаголами. А в спп эти вспомогательные глаголы не нужны.

Итак, как назовём тему нашего урока? И что нам необходимо усвоить? И с помощью чего?

Итак, запись в путеводителе ученика:

Сложноподчинённое предложение

We are not sure when the train arrived. Мы не уверены, когда прибыл поезд.

«Важно»

1. Прямой порядок слов: подлежащее сказуемое, подчеркнём в выписанном предложении.

2. Не нужны кавычки, большая буква, знак вопроса.

How does your friend speak English?

I ask how your friend speaks English.

Одним словом, записи помогают в усвоении и систематизации сложных понятий, служат своеобразной шпаргалкой для учеников, учат их дисциплинированности и собранности.

Но, в связи с этим, хотелось бы отметить и трудности.

1. Дети не всегда носят с собой путеводитель, в этом случае они пишут или в рабочей тетради, или на листочке, некоторые ученики потом переносят записи, некоторые нет, поэтому часто образуются провалы в записях.  То есть в данной ситуации нужно требовать и контролировать ведение путеводителя и наличия всех записей в нём.  

2. Некоторые учащиеся в силу своих индивидуальных особенностей оформляют записи правил так, что потом не могут разобраться в своём почерке. В этом случае рекомендую чётко указывать шрифт, цвет, место записываемого слова, напоминать о пропуске строк, новом абзаце и т.д. С течением времени ребята научаются правильно вести тетрадь, но научить их необходимо ещё за время первого года обучения.

3. Необходимо регулярно пользоваться путеводителем, это и показывает важность его ведения, осознание того, что ребёнок вооружён подсказкой, которую оформил сам. Он осознаёт важность этого действия, тем более что пользоваться путеводителем я разрешаю даже на контрольной работе.

4. Ведение путеводителя требует определённого времени, темп работы у детей разный, это тоже создаёт некоторые трудности. В этом случае можно, если класс сильный, записывать и схематизировать только трудные правила.

5. Есть ребята, которые не понимают схем, не могут разобраться с таблицами, опорными формулами. В таком случае мы просто выводим чёткое правило или записываем материал подробно.

Вывод напрашивается сам собой: если взять на себя такой труд, как ведение путеводителя, то нужно быть готовым к дополнительной нагрузке, потому что сначала я прорабатываю опорный материал для себя, потом продумываю, как это доходчиво преподать детям, а лучше, подвести их к тому, чтобы они сами вывели эти таблицы, схемы, алгоритмы для записи в путеводитель. Это не совсем простая работа, но это реально помогает в преподавании английского языка.

 

Литература:

2. О.В. Афанасьева «Rainbow English 6», Москва, Дрофа, 2016.

3. О.В. Афанасьева «Rainbow English 3», Москва, Дрофа, 2016.

  

. . . . .