Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Современные методы преподавания английского языка

Дата публикации: 2020-07-14 12:58:29
Статью разместил(а):
Чубакова Ника Андреевна

Современные методы преподавания английского языка

Автор: Чубакова Ника Андреевна

ГБОУ "Школа № 222", г. Москва

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются наиболее эффективные методы и приемы обучения иностранному языку и их дальнейшее использование в образовательном процессе.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативная культура, информационные технологии, проектный метод, мультимедийные программы, учебный проект, мозговой штурм, деловая игра, круглый стол.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

На сегодняшний день существуют огромное количество разных подходов к преподаванию английского языка. Для современного учителя очень важно, выбрать методы, которые одновременно подходили бы и учителям и ученикам.

Несмотря на огромное количество методов и приемов обучения, каждый преподаватель выбирает свой метод преподавания английского языка. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Безусловно, использование информационных технологий открывает для педагогов новые возможности в преподавании. Особенно многие педагоги нашей страны осознали, насколько важно умение пользоваться информационными технологиями в период повышенной готовности, где очень многие школы перешли на дистанционное обучение. Большое множество программ-оболочек для тестов, современные обучающие программы, интернет-ресурсы, такие как МЭШ, РЭШ, интернет урок и другие сервисы имеют преимущества перед традиционными методами обучения, активизируют потенциал знаний, умений, коммуникативные компетенции обучающегося. У учащихся появилась возможность принимать участие во всероссийских олимпиадах онлайн, участвовать в конкурсах, викторинах, тестировании, принимать участие в вебинарах, лекциях, получают информацию по интересующей проблеме из новостей, статей из газет и журналов и т.д.

Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Соответственно, многие педагоги применяют коммуникативный метод на уроках английского языка. Для создания коммуникативной обстановки на уроке важно поддерживать высокую активность каждого обучающегося. Даже если дети молчат, нужно создать условия, чтобы ученики хотели обсудить проблему, она должна быть интересной, полезной и важной. Такую обстановку создавать непросто. Учителю важно собрать внимание всех присутствующих заданием на извлечение и использование информации из диалога или монолога обучающихся, на комментирование ответа учеников. Очень важно поощрять ответы каждого ученика за смелость, настойчивость, сообразительность, активность.

Одним из наиболее эффективных методов обучения является использование мультимедийных презентаций. Педагоги на сегодняшний день используют интерактивную доску, активно пользуются ресурсами МЭШ на уроках. Интерактивные программы обладают огромными возможностями, они представляют любой вид деятельности в форме анимации или изображения. На уроках иностранного языка чаще всего применяются обучающие презентации, всевозможные информационные объекты: лексический, грамматический материал, тексты, словари.

Наиболее доступным способом использования информационных технологий на уроках иностранного языка является использование познавательных и обучающих программ. Программы чаще всего составлены в интерактивной форме, что позволяет учащимся легко и быстро усваивать новый материал, закреплять ранее изученный.  

Такими программами могут быть Hot potatoes, quizlet, где можно закреплять ранее изученную лексику. BBC Learning English имеет огромное количество материала для повторения лексики и грамматики, присутствует огромное количество разнообразных текстов и заданий на отработку фонетических навыков речи. Тематический иллюстрированный словарь Learn English Euro talk Interactive имеет огромный потенциал в изучении лексике. Данная программа позволяет тренировать лексику по девяти различным темам. Среди упражнений особое внимание уделяется практически необходимым формам: восприятие иностранной речи на слух, говорение и развитие памяти [2]. Эффективность применения информационно-коммуникативных технологий в сфере преподавания иностранного языка зависит от избранной методики, способов и форм их применения. Очень важно то, насколько грамотно преподаватель владеет методикой работы с компьютерными технологиями, какие применяет ресурсы в педагогической деятельности.

Большое значение в обучении является проектный метод. Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения какой-либо проблемы.

Виды проектов, которые учащиеся могут использовать:

− ролевые игры, инсценировки (праздники, музыкальные программы, представления и т. д.);

− исследовательские (страноведение, обобщение научных знаний, исторические и т. д.);

− мультмедийные презентации, познавательные проекты;

− творческие (сочинения, перевод, викторины, кроссворды и т.д.

Творческие задания мотивируют учащихся, создают фундамент для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса. Чтобы сохранить интерес учащихся к иностранному языку на протяжении его изучения используются методические приемы, активизирующие речемыслительную деятельность школьников. Каждый урок — общение на иностранном языке, познание жизни страны и народа изучаемых языков. Необходимый дидактический материал, дополнительная литература способствует формированию навыков и умений всех видов речевой деятельности (всевозможные опоры, тестовые задания по грамматике, лексике, чтению; тексты для аудирования, учебные игры).

Большое значение имеют активные методы обучения английскому языку, такие как: круглый стол, мозговой штурм, деловые игры или же игровая методика.

Во время круглого стола учитель формулирует проблему и предлагает ученикам задание: оценить значимость проблемы, продемонстрировать все «за» и «против», определить возможный результат и т.д. Учащиеся дискутируют и высказываются по представленному вопросу, аргументируют свою позицию и в конце урока приходят к общему решению.

Техника мозгового штурма нацелена на обсуждение и решение какой-либо проблемы. Аудитория делится на две группы – «генераторов идей», которые, собственно, предлагают идеи, и «экспертов», которые по окончании «штурма», оценивают позицию каждого «генератора».

Во время деловой игры преподаватель готовит игру на изученную тему и объясняет учащимся правила. Как правило, предложенные задания имитируют задачи и ситуации реального общения, например, поиск и устройство на работу, заключение договора, путешествие и т.д.

Игровая методика изучения английского языка для детей. Ее главными достоинствами являются отсутствие механизма принуждения к занятиям и большой интерес со стороны ребенка. Учитель проводит с детьми самые разнообразные игры на изучаемую лексику и грамматические конструкции, в ходе которых ребята быстро их запоминают и учатся применять в речи.

Таким образом, использование интерактивных форм и методов в преподавании английского языка позволяют практически увеличить количество разговорной практики на занятии, оказываются интересными для учеников, помогают усвоить материал и использовать его в дальнейших занятиях, выполняют дидактические и различные развивающие функции, повышают мотивацию учащихся.

 

Список литературы:

  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — М., 2004. Ефременко В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // ИЯШ. — 2007. — № 8. — С.18–21.
  2. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ. — 2001.- № 2. — С.14–19.
  3. Синицина Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция // Иностранные языки в школе. — 2002, № 6.
  4. Спирина Э.А. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка // Инновационные технологии в образовании: Материалы III Международной научно-образовательной конференции.
  5. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке // Иностранные языки в школе. — 2002, № 3.

 

. . . . .