Формирование языковой культуры учащихся на уроках русского языка в 5 классе
Формирование языковой культуры учащихся на уроках русского языка в 5 классе
Автор: Козлова Светлана Владимировна
МБОУ "СОШ № 29 г. Владимира"
Аннотация: статья повествует о том, как формировать языковую культуру учащихся через развитие взаимосвязанных компетенций.
Ключевые слова: языковая компетенция, коммуникативная компетенция, речеведческие понятия.
Тематическая рубрика: средняя школа.
«Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку,» - писал Гоголь в статье «Что такое слово» (1844). Думаю, что в этом нравственном требовании содержится ключ к предложенной теме разговора.
В наши дни нередки такие фатальные аргументы и сетования: общее падение нравственности ведёт к упадку речевой, языковой культуры. Но происходящие сегодня социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Информатизация не всегда позитивно сказывается на формировании языковых компетенций учеников: часто грамотный литературный язык подменяется в речи детей инвективной лексикой, сленговыми речевыми формулами, язык искажается, деформируется. Поэтому существует проблема формирования грамотного литературного языка у учащихся. Кроме того, информатизация общества требует умений перерабатывать огромный объём информации, а несформированность языковых и коммуникативных компетенций тормозит этот процесс.
Именно на плечи учителя русского языка легла забота о высоте, чистоте слова. Задача не только культурно-воспитательная, но и глубоко нравственная. Лингвистика и художественная литература во всех её лучших образцах являются источниками и регуляторами формирования языковой культуры.
Школа и наука преследуют одну цель: воспитание лингвистически грамотного и мыслящего человека-творца. Для него нормы литературного языка не узы, сковывающие движение, а реальная основа и надёжная база для творческого выражения нового содержания, новой мысли, свежей идеи.
Искусство живого слова, основанное на лингвистическом и стилистическом знании, обеспечивает движение к совершенствованию культуры языка, культуры общения, к взаимному духовному и нравственному обогащению людей.
И как не вспомнить тут Ф.И. Буслаева,170 лет назад сказавшего вещие слова о воспитательной, нравственной роли изучения русского языка! В своей знаменитой книге «О преподавании отечественного языка» (1844г.) он писал «Постепенное раскрытие дара слова и законов оного должно быть вместе и раскрытием всех нравственных сил учащегося: ибо родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого». Великий лингвист и педагог был убеждён в том, что «основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащегося, даёт ему истинно гуманическое (гуманистическое) образование, а вместе и своё собственное, народное».
Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной и языковой компетентности школьников в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Государственные стандарты нового поколения установили основные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Формирование коммуникативной компетентности – одно из обязательных требований к формированию личностных результатов. Формирование языковой компетентности – обязательное требование к формированию предметных результатов. Поэтому задачами обучения русскому языку в школе является формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.
От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе. Коммуникативная компетенция – это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций. В дидактике на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к русскому языку. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительные средства основному замыслу.
Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. То есть, компетенция – это совокупность традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности.
В связи с этим новый компетентностно-ориентированный подход в обучении русскому языку требует и новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала на уроках русского языка. Такой подход позволит ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).
Компетентностный подход в образовании предполагает решение каких-либо проблемных ситуаций на уроке и дома.
Работа над языковой культурой учащихся базируется на формировании лингвистической, языковой, коммуникативной и речеведческой компетенций. Значимой является также культуроведческая.
Некоторые учёные отождествляют языковую и лингвистическую компетенцию и трактуют её как использование языка в речевой деятельности. Включает она, по их мнению, сведения о языке, речевой опыт и чувство языка, а также приобретенные интуитивные знания небольшого количества правил.
Согласна с их мнением, поскольку формирование языковой компетенции предполагает обучение нормам языка и умениям пользоваться этими нормами в речи. А обучение это невозможно без хорошего знания системы языка, его фонетических единиц и законов, словарного состава, грамматических форм и моделей, стилей и стилистических средств. То есть языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функциональных языковых норм.
К сожалению, сегодня пятиклассники приходят без представления о языке как интереснейшей системе систем, состоящей из языковых единиц, без знания законов этой системы, без исторических сведений об этой системе. Они не владеют лингвистическими терминами и понятиями.
В начальной школе они заучивают лингвистические правила, часто не осознавая их сущности и значений составляющих их слов, поэтому не всегда могут ввести заученные понятия в свою речь, построить связное монологическое высказывание на языковую тему. А главное знания эти носят кратковременный характер и не могут эффективно влиять на повышение орфографической и пунктуационной зоркости. А представление о языке сводится к знанию скучных правил.
Языковой разбор сводится к шаблонному выполнению указанных в образце действий. Трудность вызывает даже такой простейший вид разбора, как морфемный, поскольку ученикам известны лишь формальные показатели языковых значений морфем, но не осознаются ими как средство выражения лексических и грамматических значений.
В чём же выход из создавшейся ситуации? Прежде всего это внедрение историко-семантического подхода в преподавании русского языка, включающее историческое знание о языке, знание о языке как носителе духовности народа, введение исторических экскурсов в изучение языка. Так можно раскрыть законы языка, определить роль языка и показать их взаимосвязь с правилами грамматики.
Тем самым, через внедрение системно-деятельностного подхода в обучение, удастся привлечь учащихся к миру интереснейшей науки лингвистики, привлечь их внимание к миру слов и языковых явлений, дать им почувствовать, что мир звуков, слов, предложений, текстов не мене интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений и животных, космос, атом.
Развитие закономерностей развития языка, тесной связи его и с историей развития народа, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей- всё это пробуждает интерес к языку, желание познать его богатства, способствует повышению орфографической и пунктуационной зоркости, интеллектуальному, речевому и нравственному развитию учащихся.
Реализовать историко-семантический подход в изучении языковых явлений можно через совершенствование и развитие в деятельности способности к творчеству, способности к образному мышлению, способности к сопереживанию.
Для решения этих задач учёными, авторами современных УМК Львовой, Разумовской, Бабайцевой, педагогами разработана система упражнений, предполагающая востребованность языковой интуиции ребёнка, внимание к семантике, метафорическому строю речи, работу над сопоставлением словесных, изобразительных и музыкальных образов.
Так УМК С.И.Львовой и В.В. Львова реализует деятельностно-системный подход, формирует систему лингвистических знаний ведущих умений и навыков, строит учебный материал от основных сведений о языке и речи к употреблению языковых единиц в речи, к применению полученных знаний в учебной и практической деятельности, к совершенствованию речевой деятельности.
Это создаёт прекрасные условия для формирования языковой культуры учащихся.
Каждый урок русского языка является уроком развития речи, который реализуется через взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне совершенствования речевой деятельности и развития языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Начинаем формировать языковую культуру учащихся с базовых языковых компетенций. Первоначальные мировоззренческие, оценочные знания ребята получают, овладевая навыками аудирования, говорения, чтения и письма. Невозможно говорить о культуре речи без адекватного понимания устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения. В результате учащиеся сначала овладевают различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым. (в процессе работы с текстом и выполнения предтекстовых и послетекстовых заданий)
Работы с текстом, его многоаспектный анализ позволяет развивать врождённое чувство языка и речемыслительные способности. Кроме привычного пересказа здесь и сравнение содержания текста с иллюстративным материалом, извлечение и переработка нужной информации.
Затем создаём собственные устные монологические и диалогические высказывания, за ними письменные тексты различных стилей и жанров.
В заключение хотелось бы вновь обратиться к словам Ф.И. Буслаева. «Чувство нравственное, - отмечает он, - возбуждается в человеке словом, словом же и приводится в действие. Слово сами по себе уже должно быть для человека подвигом нравственным, ибо всякое слово есть дело и всякое добро вызывается словом…Общественное назначение человека развивает дар слова, и высшее раскрытие этого дара должно быть нравственною целью человека в обществе.. Уча излагать словом мысли правильно и сильно, развиваем мы в дитяти его нравственные силы и готовим обществу достойного деятеля».
Нельзя не согласиться с Ф.И. Буслаевым в том, что обучение родному языку и развитие нравственных сил ребёнка совпадают.
Использованная литература:
1. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М.: Универсальная типография. 1844.
2. Шанский Н.М., Зимин В.И, Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь. Значение и происхождение словосочетаний- М.: Просвещение. 1997.
3. Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач. – ``Вопросы психологии'', 1988, №4.
5. Кузнецов А.А. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды: методическое пособие / А.А. Кузнецов, С.В. Зенкина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 63 с.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании Текст. / О.Е. Лебедев. // Школьные технологии. - 2005. - №5. – с.7-12.
7. Шанский Н.М. В мире слов.- М.: 1971.
8. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. М.: Просвещение 1966.