Развитие читательских умений: работа с текстовой информацией на уроках русского языка
Развитие читательских умений: работа с текстовой информацией на уроках русского языка
Автор: Боркивец Любовь Сергеевна
МАОУ «СШ « Земля родная», г. Новый Уренгой, ЯНАО
Аннотация: Осмысление основ современной образовательной технологии деятельностного типа (технологии смыслового чтения и работы с текстом для развития читательских умений) в соответствии с требованиями ФГОС ООО; обучение приемам использования для достижения планируемых результатов ФГОС ООО(трансляция опыта)
Ключевые слова: приёмы смыслового чтения, антиципация, вербальное считывание, фактуальная информация, подтекстовая информация.
Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.
Небольшой круг вопросов актуальных и практико-ориентированных:
1. Требования ФГОС к умениям смыслового чтения.
2. Как научить читать, понимать и запоминать тексты правил и определений.
3. Как научить читать и понимать научно-познавательные тексты.
4. Как последовательно развивать читательские умения детей на уроках русского языка и литературы, для подготовки к итоговой диагностике.
Требования ФГОС к приёмам смыслового чтения.
Отметчу, что ФГОС относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы, которые подлежат контролю.
При работе с разными текстами нам приходится применять разнообразного рода приёмы смыслового чтения. Однако при переходе ребёнка из начальной школы в среднюю возникают затруднения:
· выбирать и менять вид чтения в зависимости от текста и от цели чтения;
· применять приёмы каждого вида чтения(ознакомительного, просмотрового, изучающего);
· извлекать информацию из прочитанного текста;
· извлекать информацию из прослушанного текста;
· прогнозировать будущее чтение;
· вычитывать фактуальную информацию;
· вычитывать подтекст;
· формулировать главную мысль(основные смыслы, концептуальную информацию);
· составлять план текста.
Определение смыслового чтения (Формулировка ФГОС).
Под смысловым чтением понимается «цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка …»
На основании чего сформулированы во ФГОС универсальные умения смыслового чтения (метапредметный образовательный результат)?
Универсальные умения смыслового чтения определены в соответствии с 4-мя этапами смыслового восприятия любого текста:
1 этап - смысловое прогнозирование – антиципация;
2 этап – «вербальное считывание», то есть извлечение фактуальной информации (в традиционной школе ему отводится ведущая роль);
3 этап – «аналитический» определение смысловых связей, «вычитывание автора»,результативность зависит от личного и читательского опыта ребёнка, особенностей мышления и памяти, умения выделять ключевые слова, вести диалог с автором, - то есть вычитывать подтекст- и от педагогических условий, в которых идёт осмысление текста);
4 этап – «синтетический» - показывает, какую информацию извлёк из текста ребёнок, провёл ли он диалог с автором через текст, насколько адекватно его восприятие, как он формулирует свои мысли и оценки, то есть переводит авторский код на личностный.
Универсальные умения смыслового чтения, которые являются объектом контроля по итогам обучения в начальной школе и на входе в 5 классе (метапредметный образовательный результат).
1. Умение извлекать фактуальную информацию, то есть заданную в явном виде. Проверяем, насколько ученик понимает, о чём идет речь в тексте.
2. Умение извлекать подтекстовую информацию, то есть заданную в не- явном виде, и формулировать на её основе простые выводы. Проверяем, насколько ученик понимает, что говорится в тексте.
3. Умение извлекать концептуальную информации. Умение интерпретировать и обобщать всю текстовую информации. Проверяем, насколько ученик умеет понять общий смысл текста, его основную мысль, подойти к пониманию авторского замысла.
4. Умение ориентироваться в тексте. Проверяем, насколько ученик понимает язык текста, его общую структуру и последовательность частей.
Как научить читать, понимать и запоминать тексты правил и определений
Изучающее чтение текстов правил и определений.
Задание. Учимся читать текст определения изучающим чтением, находить признаки понятия, составлять план текста.
1. Прочитатйте текст изучающим чтением: (Н) определите, сколько в нём смысловых частей и почему,(П) запишите вопрос к каждой части текста. («Н»- необходимый уровень, «П» -повышенный уровень)
Омонимы (от греческого слова homos, что в переводе означает одинаковый и onoma – имя) – это слова, которые одинаково пишутся и звучат, но различаются по значению.
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.
… В толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером.
Например:
Выдержка 1, - и,ж. Умение владеть собой, проявлять самообладание. Проявить большую выдержку.
Выдержка 2, - и, род. мн.-жек. Небольшой отрывок, цитата, выписка из текста. Выдержка из дневника писателя.
2. Заполните таблицу: укажите все признаки слов омонимов. Указаны все три признака (Н), указаны все признаки (П).В каком абзаце текста перечислены эти признаки?
|
Признаки слов омонимов |
1 признак |
|
2 признак |
|
3 признак |
|
4 признак |
|
Эта работа в классе, если правильно организована, занимает минимум времени. Работу выполняют в паре, в группе (обучающая работа)
Как нужно выполнить это задание?
В этом тексте 4 смысловые части, потому что 4 абзаца.
Вопросы к смысловым частям текста.
1. Какие слова называются омонимами? (Что такое омонимы?)
2. Откуда происходит слово омоним?
3. Как разъясняются омонимы в толковых словарях?
4. Как оформляются словарные статьи омонимов?
Формулировки вопросов могут быть различные, если они правильно сформулированы, то всегда будет верный ответ.
Признаки слов-омонимов
|
Признаки слов омонимов |
1 признак |
слова одной и той же части речи |
2 признак |
от греческого слова homos, что в переводе означает одинаковый и onoma – имя |
3 признак |
одинаково пишутся и звучат, но различаются по значению |
4 признак |
разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером |
Как читать тексты правил и определений изучающим чтением (алгоритм).
1. Определите по количеству абзацев, сколько в тексте смысловых частей.
2. Задаём вопросы к смысловым частям текста.
3. Записываем вопросы и получаем план текста.
4. Пересказываем текст в парах с опорой на план и ключевые слова (они, как правило, выделены в тексте).
5. Передаём содержание текста в другой форме: скетч (визуальные заметки),таблицы, схемы, опорный конспект, ЛСМ (логико-семантическая модель) и т.д.
Пример 1.Читаем текст пунктуационного правила изучающим чтением.
Обращение - смысловой отрезок, который на письме выделяется знаками препинания. (Что такое обращение? Как на письме выделяется смысловой отрезок обращение?)
Обращение в начале, в середине и в конце предложения всегда выделяется запятыми.
(Когда (в каких случаях) обращение выделяется запятыми? Как выделяется обращение в начале, середине, в конце предложения?)
Если обращение стоит в начале предложения и произносится более эмоционально, то после него ставится восклицательный знак.(Какой знак ставится, если обращение стоит в начале предложения и произносится более эмоционально? Когда ( в каком случае) в предложении после обращения ставится восклицательный знак?)
План из схем.
1. Обращение – это…
2. [O,… ]. […,О,…]. […..,О].
3. [O!....].
Пример 2. Читаем текст пунктуационного правила изучающим чтением.
Союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. На какие группы делятся союзные сложные предложения?
Сложносочинённые состоят из равноправных предложений, между которыми можно поставить точку. Они соединены сочинительными союзами и интонацией. Из каких простых предложений состоят сложносочинённые предложения? Почему они так называются? Чем соединяются простые предложения в составе сложносочинённого?
Сложноподчинённые предложения состоят из неравноправных предложений. В них придаточные предложения зависят от главного предложения и поясняют его в целом, либо какой–нибудь член. Из каких простых предложений состоят сложноподчинённые предложения? Почему не могут устанавливаться равноправные отношения между простыми предложениями в составе сложноподчинённого? Какова роль придаточных предложений?
Простые предложения в составе сложноподчинённых соединены подчинительными союзами и интонацией. Как соединены простые предложения в сложноподчинённом?
В сложном предложении знаки препинания выполняют две различные функции: разделяют или выделяют простые предложения в составе сложного. Соответственно существуют разделительные и выделительные знаки препинания. Какие функции выполняют знаки препинания в сложноподчинённом предложении? На какие две группы делятся знаки препинания в сложноподчинённом предложении?
Одиночная запятая разделяет простые предложения в бессоюзном сложном предложении и союзном сложносочинённом предложении. Это разделительный знак препинания. В каких сложных предложениях между простыми предложениями ставится одиночная запятая? Каким знаком препинания является одиночная запятая?
Двойная запятая выделяет придаточное предложение в составе сложноподчинённого, если придаточное предложение находится внутри главного. Это выделительный знак. Как обособляется придаточное предложение, если оно находится внутри главного? Каким знаком препинания называются эти запятые? Почему?
План из схем.
1. А) [1 ], [2 ]. Б) [1 ], (2 ). (1 ), [2 ].
2. [1 ], можно поставить точку, т.к. = [2 ].
(связь: и,а,но,да … + интонация)
3. [1 ], нельзя поставить точку, т.к.не = (2 ).
!! (1придаточное) поясняет [2главное].
4. [1…..], интонация + подчинительные союзы (2 ).
5. [1 ], знак разделения [2 ].
6. [1 , (2 знаки выделения) , ].
Ребёнок должен «присвоить» себе этот приём, чтобы успешно запоминать определения и правила, составлять план, строить скетчи (визуальные заметки).
Как последовательно развивать читательские умения детей на уроках русского языка и готовиться к итоговой диагностике
Задание. Учимся находить в тексте признаки понятий, отделять основную информацию от второстепенной
1. Прочитайте определение понятия «орфограмма». В нём выделены и пронумерованы фрагменты. Впишите в ячейки таблицы цифры, обозначающие нужные фрагменты.
Орфограмма – это (1) правильное написание (буква, пробел, дефис), (2) которое нужно выбрать из нескольких возможных вариантов, (3) Морской (о или а) сад(д или т), устный (с т или без т), (под) горой(под слитно или раздельно). Если нет выбора, нет и орфограммы. Слон, дом, пел.
(5) Чтобы выбрать правильное написание, нужно применить орфографическое правило.(6)Орфограммы можно найти по особым приметам в слове – опознавательным признакам. (7) Например, орфограмму - букву безударного гласного можно найти по безударному положению гласного звука в слове (морской ), орфограмму – букву согласного на конце слова (сад) или при скоплении согласных звуков (устный).
Признаки орфограммы |
Примеры, которые их поясняют |
Более общее родовое понятие. Правильное написание. |
Буква, пробел, дефис. |
Признак 1. Написание надо выбрать из нескольких вариантов |
|
Признак 2. Чтобы выбрать написание, надо применить орфографическое правило |
|
Признак 3. Орфограммы можно найти по опознавательным признакам |
|
2. Запишите номера фрагментов текста, которые содержат основную информацию 1,2.4,5,6, второстепенную информацию 1,3,7.
3. Используя содержание текста, сформулируйте самостоятельно: «Что такое опознавательные признаки орфограммы?» Это особые приметы в слове, по которым можно найти орфограммы.
Выводы и рекомендации:
1. Умения смыслового чтения не развиваются в полной мере в начальной школе,этот процесс необходимо продолжать в основной школе. На уроке русского языка нужно и важно найти время для систематического развития этих умений.
2. Материал учебника русский язык позволяет систематически развивать и отрабатывать умения смыслового чтения (правила, определения, научно-познавательные статьи о русском языке), но к ним нужны обучающие задания, которые в учебнике есть лишь частично.
3. Умения смыслового чтения последовательно развиваются, если использовать приёмы разных видов чтения и технологию продуктивного чтения.
4. В 5-7 классах при чтении текстов правил и определений важно применять алгоритм изучающего чтения, при работе с научно- познавательными текстами конструировать задания.
Литература:
1. Аванесов В.С. /Теория и методика педагогических измерений.
2. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа “Школа 2100”, Педагогика здравого смысла/ Сборник материалов/Под научной ред. А.А. Леонтьева.- – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003
3. Бунеева Е.В., Исаева Н.А. «Учимся читать и понимать тексты». Русский язык -3-4 класс.- М,:«Баласс», 2017.
4. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5, 2007.
5. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социологические исследования. 2006. № 12.
6. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2010.
7. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения // Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности» /Сборник тезисов и докладов / Cанкт-Петербург, 2011г.
8. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных технологий учащихся, «Учебная литература», 2007г.