Применение технологии развития критического мышления на уроках истории
Применение технологии развития критического мышления на уроках истории
Автор: Бучина Ольга Борисовна
МБОУ «Лицей № 17», г. Кострома
Аннотация: материал предназначен для учителей истории, применяющих технологию критического мышления. Текст статьи основан на осмыслении автором личного педагогического опыта.
Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Наличие критического мышления, позволяет человеку выдвигать новые идеи и видеть новые возможности, что является весьма существенным условием решения проблем.
Создание условий для развития личности, способной к самореализации себя как части социума – это одна из основных задач современной школы.
Решению данной задачи способствует внедрение в практику работы учителя новых образовательных технологий, ориентированных на развитие личности ученика, позволяющих обучать любого школьника, соответственно его психолого-физиологическим особенностям. Я считаю, что технология развития критического мышления отвечает данным требованиям.
Знакомство с данной технологией началось для меня с чтения монографии «Управление образовательным процессом в адаптивной школе» Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко, а также информации, полученной на курсах повышения квалификации. Это позволило мне сформировать представление о данной технологии и апробировать ее на практике.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления у учащихся посредством их интерактивного включения в образовательный процесс. Поскольку наличие критического мышления у субъектов отношений способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между ними, облегчает понимание различных взглядов на мир и позволяет использовать знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Основным критерием сформированности данного вида мышления у учащихся является критичность их мышления по поводу своего субъективного опыта, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
-
оценка (где ошибка?);
-
диагноз (в чем причина?);
-
самоконтроль (каковы недостатки?);
-
критика (согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы.);
-
прогноз (постройте прогноз).
Технологии развития критического мышления имеет ряд следующих ограничений при внедрении:
-
тексты, которые предлагаются учащимся для изучения, должны иметь специфическое содержание;
-
у учащихся умения самостоятельной работы должны быть сформированы на высоком уровне.
Рассмотрим урок по курсу Всеобщая история в 7 классе, проведенный с использованием технологии развития критического мышления.
Тема урока: «Людовик XIV(1643-1715гг.). Франция во второй половине XVII – начале XVIII вв.
Целевые установки урока:
-
актуализация личностного смысла учащихся к изучению новой темы;
-
создание содержательных и организационных условий для развития у учащихся критического мышления;
-
обеспечение создания у учащихся образного представления об эпохе Людовика XIV, о его роли в истории Франции.
Материалы и оборудование: портретные изображения Людовика XIV, исторический текст, компьютерная презентация «Деятельность Людовика XIV», технологическая карта для учащегося, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
«Великий правитель, Король-Солнце, первый дворянин Европы».
Как вы думаете о ком эти слова?
Сегодня на уроке мы познакомимся с эпохой Людовика XIV.
Запишите в тетрадях тему урока.
1 этап урока – «Вызов».
Эпоха Людовика XIV привлекает к себе пристальное внимание не только со стороны историков, но и писателей, художников, кинематографистов. Одно из самых известных произведений, описывающих времена правления Людовика XIV – это роман А. Дюма «Десять лет спустя».
Ребята, как вы думаете, чем объясняется такой пристальный интерес к эпохе Людовика XIV? Как вы себе представляете этого правителя, которого именовали Король-Солнце?
Запишите в карте все, что вы можете сказать о Людовике XIV.
Обменяйтесь мнениями в парах.
2 этап урока – «Осмысление».
Работа с портретными изображениями.
Мнения услышаны, обратимся к портрету Людовика XIV.
Рассмотрите портрет Людовика XIV и ответьте на вопрос: для кого был создан данный портрет?
Как художник изображает Людовика?
Какие черты характера присущи этому человеку, который изображен на портрете?
На портрете Людовик изображен в костюме бога Солнца? Как вы можете это прокомментировать?
Что вы хотите еще узнать об этом человеке?
3 этап урока – «Чтение с пометками».
Учащимся предлагается исторический текст (каждому - индивидуальная распечатка) и объявляется, что в течение 5-7 минут учащиеся работают самостоятельно. При чтении текста необходимо выполнить следующие задания, ответы необходимо записать в карте:
1) прочитай текст, придумай к нему заглавие;
2) выскажи свое мнение, какие черты характера короля помогали ему в достижении поставленных целей, а какие могли отрицательно сказаться на его деятельности;
3) совпадает ли образ короля, созданный художником с тем, что вы узнали о Людовике из текста?
Обменяйтесь мнениями, дополните в свои записи в карте.
Ребята, достаточно ли у вас знаний, для того, чтобы ответить на вопросы:
Какой Людовик XIV был правитель?
За что французы могли быть благодарны своему правителю, а за что осуждать?
Для того чтобы у вас сложилось полное мнение о правителе Франции предлагается для просмотра презентация по теме «Деятельность Людовика XIV». При просмотре необходимо в карте ответить на следующие вопросы:
1) определите цели и результаты деятельности правителя;
2) за что французы могли быть благодарны своему правителю, а за что осуждать?
Обменяйтесь мнениями.
Сейчас давайте вновь ответим на вопрос: Почему же интерес к личности и эпохе Людовика XIV не ослабевает до сих пор?
Хорошо, а с кем из российских правителей можно сравнить Людовика XIV?
4 этап урока – «Рефлексия».
Замечательно все работали сегодня на уроке и в заключении давайте с вами продолжим ряд предложений:
Сегодня на уроке мне удалось...
Самым интересным для меня на уроке было...
Я думаю, что Людовик XIV...
Франция в период правления Людовика XIV...
Всем спасибо. Запишите домашнее задание.
Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность.
Систематическое использование технологии критического мышления в образовательном процессе приводит к следующим результатам:
-
повышение мотивации учащихся к изучению истории;
-
повышение уровня интеллектуального развития учащихся – победители и призеры Всероссийской олимпиады по истории на муниципальном и региональном этапе, призеры Международной дистанционной олимпиады по истории проекта «Инфоурок», победители муниципального конкурса «Знатоки истории» (2019 г.)
-
наличие условий для развития личности школьника, способных к самореализации – участие учащихся в конкурсе исследовательских проектов в рамках лицейского Дня науки.
Литература:
Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М:Центр «Педагогический поиск», 2001 г.