Современные аспекты преподавания предмета «Технология» в условиях цифровизации образования
Современные аспекты преподавания предмета «Технология» в условиях цифровизации образования
Автор: Белкина Лидия Константиновна
ГБУ ДПО СПб АППО, Санкт-Петербург
Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации реализации предметной области «Технология» при дистанционном обучении.
Ключевые слова: дистанционное обучение, предмет "технология".
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Отличительной особенностью образовательной области «Технология» является отсутствие жесткой последовательности реализации конкретных разделов (модулей) содержания предмета.
Последовательность разделов в соответствии с Концепцией технологического образования задается учителем. В этой связи в период реализации дистанционного обучения в каждой образовательной организации может быть запланировано изучение разных разделов программы.
Процесс обучения рекомендуется осуществлять в соответствии с рабочими программами по технологии, составленными в Образовательной Организации, на основе УМК, указанного в рабочих программах учителя, учитывая, что все учебники, рекомендованные к использованию, имеют разную последовательность изучения разделов программы.
Общеобразовательным организациям рекомендуется использовать те образовательные платформы и другие электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для осуществления дистанционного обучения, которые уже реализуются в Образовательной Организации.
Оценивание работ в рамках дистанционного обучения должно осуществляться с позиций достижения различных образовательных результатов, получаемых обучающимися в процессе выполнения задания.
Задание для итоговой работы рекомендуется составлять, основываясь на материале изученных в учебном году технологий. Задание должно учитывать проверку основных образовательных результатов, достигаемых в текущем учебном году в соответствии с рабочей программой учителя.
Наиболее трудным моментом в организации и проведении дистанционного обучения по технологии является отсутствие у обучающихся учебников на бумажной основе, выдаваемых на руки каждому ученику, т.к. учебник технологии разрешается выдавать только для работы на уроке и, следовательно, большинство образовательных организаций закупает комплекты учебников по технологии на один класс в параллели.
Для реализации предмета «Технология» в дистанционном режиме могут быть использованы электронные формы учебников (ЭФУ), которые на период осуществления дистанционного обучения бесплатно предоставили ведущие издательства, в том числе все издательства, выпускающие учебники технологии, включенные в федеральный перечень учебников: издательство «Просвещение», Корпорация «Российский учебник» («Дрофа» и «Вентана-Граф»). ЭФУ предоставило и издательство «Бином».
Общеобразовательным организациям рекомендуется использовать те образовательные платформы и другие электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для осуществления дистанционного обучения, которые уже реализуются в ОО.
Оценивание работ в рамках дистанционного обучения должно осуществляться с позиций достижения различных образовательных результатов, получаемых обучающимися в процессе выполнения задания.
Наиболее типичными ошибками при оценивании заданий в рамках предмета «Технология» являются:
· выставление одной оценки за выполнение практической работы с точки зрения только правильности ответов или качества изготовления продута труда, что не отражает все аспекты реализации образовательной области «Технология», то есть понимания общих закономерностей всех технологий и специфики конкретной технологии;
· попытка оценить в одном задании все возможные образовательные результаты, отраженные в программе.
Для того чтобы избежать типичных ошибок необходимо выбрать варианты оцениваемых результатов в зависимости от характера и содержания заданий или сформулировать свои в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования (пункт 1.2.5.15).