Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль самостоятельной работы обучающихся

Дата публикации: 2020-10-12 19:43:48
Статью разместил(а):
Демина Римма Григорьевна

Роль самостоятельной работы обучающихся в рамках современного образования

Автор: Демина Римма Григорьевна

ГАПОУ РО «РКРСТ «Сократ», г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация: В данной статье говорится о роли и методах самостоятельной работы обучающихся как важнейшей формы организации учебного процесса. В современном обществе ярко проявляется переориентация оценки результата образования обучающихся с понятия «образованность» на понятия «конкурентоспособность», «компетентность», «профессионализм» обучающихся. Именно поэтому студенты должны уметь не просто запоминать тот материал, что многократно повторяет на уроке учитель, а уметь его самостоятельно анализировать, изучать, открывать для себя что-то новое, подходить к заданиям творчески, и, наконец, уметь применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность обучающихся, развитие познавательных способностей.

 

В наше время достаточно часто возникают ситуации с неустроенностью студента после окончания обучения. Вроде бы и учился хорошо, а с работой «не клеится». Одна из причин этого парадокса – студент испытывает подобного рода трудности, так как не обладает навыками самостоятельной работы (без пошагового контроля со стороны учителя) и не умеет использовать накопленную базу знаний на работе.

Существующая структура системы образования, ее содержание ориентированы в первую очередь на подготовку неконкурентоспособных на рынке труда кадров, что дает основания полагать, что проблема занятости, а следовательно, конкурентоспособности молодых специалистов в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной.

На сегодняшний день предложение рабочей силы превышает спрос на неё, и в этих непростых условиях только конкурентоспособный специалист может найти себе достойное место работы и найти своё место в профессиональной деятельности. А конкурентоспособен кто? Тот, кто умеет самостоятельно применять знания на практике. Каждому выпускнику быть просто профессионалом в какой-либо области явно недостаточно. Надо не только уметь предложить себя на рынке труда, но и в любой период времени и ситуации оптимально и эффективно самостоятельно решать поставленные задачи.

Новые социально-экономические условия предъявляет иные требования к системе образования в целом, в том числе к профессиональному образованию. Внедрение для студентов научно-исследовательских методов исследования на данный момент является приоритетным направлением образования. Грубейшая ошибка – недооценивать научно-исследовательскую самостоятельную деятельность обучающихся, так как, являясь частью процесса образования, она имеет принципиальное методологическое значение. Установка на самостоятельное получение и углубление знаний является важным фактором улучшения профессионализма. Самостоятельная исследовательская деятельность студента развивает его умение ориентироваться в новой ситуации, видеть и ставить проблему, находить подходы и пути ее решения.

Прежде чем рассматривать непосредственно роль самостоятельной научно-исследовательской деятельности обучающихся, необходимо выделить понятие компетентности.

Компетентность - социально-ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха. И для того, чтобы сформировать у студентов эти социально-ориентированные качества, необходимо применять в образовательной практике инновационные по своей сущности условия и методы, дающие возможность обучающимся не только реализовать свой научно-исследовательский потенциал, но и научиться принимать самостоятельные решения.

Модель формирования компетентности можно представить как развитие способностей, личностных качеств и психических ресурсов обучающихся путем самостоятельной деятельности, развития личных склонностей, приобретения опыта. Конечно, развитие профессионально-важных качеств должны быть приоритетным направлением, в котором решающую роль играет самостоятельная деятельность обучающихся, так как именно она развивает у студентов интерес к предмету, к его историческим и научно-методологическим аспектам, вырабатывает любознательность, терпеливость, способность продолжительное время заниматься  решением одной задачи, творческое мышление, наблюдательность, дисциплинированность.

Специалист, прошедший такую подготовку, будет отличаться сознательным отношением к своей работе, стремиться добавить в свой труд элементы креативности, творчества, будет уметь самостоятельно принимать различные нестандартные решения  и нести за них ответственность, а так же стремиться к совершенствованию своих профессиональных навыков для дальнейшей карьерной реализации.

В связи с этим самостоятельная научно-исследовательская работа учащихся, которую можно выделить как важное звено при подготовке компетентного и конкурентоспособного на современном рынке труда специалиста, должна занимать ключевое место в системе преподавания.

Ну а теперь несколько слов непосредственно о методах самостоятельной работы на уроках математики, которые используются мною на уроках математики.

Например, к подобной работе относится «работа с карточками». Студенты, самостоятельно успевающие выполнить и разобрать задания, изучаемые на данный момент, чтобы не терять времени, могут взять «карточку», на обратной стороне которой написана логическая задача. Учащемуся предлагается самостоятельно решить нестандартную математическую задачу, ориентированную на данную тему, руководствуясь собственной смекалкой и сообразительностью, а так же приобретенными знаниями. Назначение нестандартных задач на логику состоит в активизации умственной деятельности учащихся, в развитии «нешаблонного» мышления и в оживлении образовательного процесса. За правильное решение задачи учащийся поощряется положительной оценкой.

Одним из важных принципов обучения является принцип наглядности. Когда мы не только слушаем поток речи, а видим всё наглядно, то и запоминаем то, о чём идёт речь, гораздо лучше. Именно визуальное представление изучаемого материала повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким и интересным. Поэтому важным методом научно-исследовательской работы студентов является составление электронных презентаций студентами. При создании презентаций студенты самостоятельно ищут материал для составления работы, что помогает выработать умение самостоятельно анализировать материал, отбирать главное, а так же сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом, используя дополнительную литературу, компьютер и Интернет. Наконец, электронные презентации позволяют обучающимся реализовать себя, проявить умения в творческой и ораторской деятельности, так как оформление презентации и интересное преподнесение её одногруппникам является важной составляющей для развития креативности и умения свободно выступать перед аудиторией.

Ещё одним важным методом научно-исследовательской деятельности обучающихся является самостоятельное составление задач по изучаемым на данный момент темам. При этом задачи должны иметь профессиональную направленность. Не просто решая исходную задачу, а придумывая её, обучающийся ищет материал, изучая дополнительную информацию. Данный метод вызывает интерес у студентов при самостоятельном составлении задачи, а так же при дальнейшем её решении одногруппниками, способствуя углублению знания о предмете.

Различные математические ситуации, возникающие в процессе решения задач, легко и наглядно разрешимы с использованием эксперимента. Например, обучающимся предоставляется возможность провести опыты при решении задач по теории вероятности: сначала предлагается решить задачи по формуле, а потом на практике провести рассматриваемый в задаче эксперимент и сопоставить полученные результаты.

Наконец, представляется необходимым рассмотреть такую форму самостоятельной научно-исследовательской работы, как доклады, рефераты и интересные сообщения, построенные на исследовательском материале. Их цель- развитие познавательной способности учащихся, проявляющейся в приобретении и закреплении дополнительных знаний по предмету, качественном и обширном изучении выбранной темы. Доклады, рефераты и другие исследовательские работы научно-познавательного характера ставят своей целью обучение студентов навыкам применения теоретических знаний на практике, умению анализировать дополнительную специальную литературу по изучаемому предмету.

В заключение можно сделать вывод, что как бы отлично не объяснял материал преподаватель, именно самостоятельная научно-исследовательская деятельность позволяет развивать творческие способности студента, даёт возможность применять навыки, приобретенные им в ходе профессиональной подготовки, учит принимать различные решения, самостоятельно справляться с трудностями, а главное – помогает соответствовать предъявляемым ему работодателем требованиям и быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда.

 

. . . . .