Научно-исследовательская деятельность как фактор социального становления личности
Научно-исследовательская деятельность как фактор социального становления личности
Автор: Степанова Венера Егоровна
МБОУ «Тойбохойская средняя общеобразовательная школы им. Г. Е. Бессонова»,
Сунтарский улус (район), Республика Саха (Якутия)
Аннотация: в этой статье автор пишет о том, что научно-исследовательская работа у учащихся формирует сознательное отношение к учебной работе, потребность в самообразовании и самовоспитании, более осознанно подходят к выбору будущей профессии, успешно поступают в учебные заведения технического профиля.
Ключевые слова: научное общество учащихся, научно-исследовательская работа, выбор профессии.
С переходом российского государства к экономике рыночного типа общеобразовательная школа встала перед необходимостью радикального обновления содержания образования.
В «Концепции модернизации российского образования в разделе 1.2. «Новые социальные требования к системе российского образования» говорится о том, что система образования должна готовить конкурентоспособных людей, умеющих жить в гражданском обществе и правовом государстве.
Выпускник, готовящийся к самостоятельной жизни, независимо от избираемой области профессиональной деятельности должен ознакомиться с огромным разнообразием социальных, экономических и политических тенденций общественного и мирового развития. Выпускнику просто необходимо морально, психологически и практически быть готовым к жизни в условиях рыночной экономики; ему необходимо помочь осознать, что личный успех зависит от его профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия, инициативы, предприимчивости и творчества.
Для достижения поставленных целей и выполнения задач в МБОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е. Бессонова» было создано в 2000 году научное общество учащихся «Эрудит» в качестве направления дополнительного образования.
Членами НОУ являются учащиеся 7-11 классов, которые претендуют на успешность в различных конкурсных режимах, связанных с демонстрацией как академических знаний, так и деятельностных образовательных результатов. Занимались 2 часа в неделю в течение года. За все годы существования НОУ через него прошли более 100 школьников, которые занимались научно-исследовательской работой, их внеучебная исследовательская деятельность не связана рамками учебных программ, осуществляется в различных условиях.
Цели НОУ :
• создание условий для овладения учащимися исследовательскими методами и технологиями при работе с материалом
• создание условий для формирования у учащегося способности самостоятельно определять направление собственного движения в исследовании для поиска наиболее эффективных способов достижения результата.
• подбор заданий проблемного и вместе с тем занимательного характера для инициации и удерживания интереса детей в работе с ним.
• создание условий для формирования навыков перекодирования текста в различные формы – схематизация, моделирование, построение графиков, таблиц. матриц и других графических организаторов.
НОУ организовано как пространство выбора, в котором учащийся может удовлетворить свой интерес в определенной области, выбирая отдельные предметные области и определенные виды деятельности. Оценочная стратегия направлена на стимулирование интереса к процессу деятельности и получению определенного продукта, демонстрирующего определенный уровень успешности учащегося в том или ином виде деятельности, в дальнейшем он имеет возможность, выступая на олимпиадах, НПК, убедиться в собственной успешности и защищать честь школы.
Целевые установки организаторов НОУ «Эрудит» были направлены на создание таких условий, в которых активные и способные учащиеся смогут реализовать собственные образовательные амбиции.
Научно-исследовательская деятельность в НОУ имеет продуктную ориентацию. Как правило, дети берутся за исследование достаточно серьезных проблем, требующих для работы целый учебный год и больше. Ряд исследований проводились членами НОУ в течение 3 лет, ученик-исследователь проходил все этапы НПК. Участие в различных научно-практических конференциях являются формами публичных презентаций результатов в школе. Он постоянно должен ощущать результативность своей работы. Для этого в НОУ установлен режим презентаций промежуточных результатов исследований. Это происходит несколько раз в год: в начале года – презентация идей; в середине года – презентация промежуточных результатов; в конце года – презентация готовых продуктов исследования. Ребята имеют возможность участвовать в кустовых, улусных, региональных, республиканских, всероссийских НПК.
Результативность исследовательской деятельности учащихся
За годы работы было подготовлено лауреатов, победителей и призеров НПК: регионального уровня – 19, республиканского - 9, всероссийского - 7 работ. Тематика исследовательских работ разнообразна, охватываются различные направления: физико-математическое, техническое, сельскохозяйственное, экономическое, экология, наука о Земле.
Все исследовательские работы учащихся имеют практическую значимость.
В ходе работ у учащихся формируется сознательное отношение к учебной работе, потребность в самообразовании и самовоспитании.
Как показывает опыт, участие в исследовательской деятельности стимулирует учебный процесс, повышается успеваемость, учащиеся более ответственно относятся к выбору будущей профессии. По данным 20 выпускников, занимавшихся исследованиями физико-технического направления, после окончания школы поступили в ВУЗы по техническим специальностям, успешно окончили и трудятся по полученным специальностям. На основе анализа деятельности выявлены следующие мотивы:
- интерес к предмету
- желание углубить свои знания
- связь с будущей профессией
- удовлетворение процессом работы
- желание самоутвердиться.
Активная и творческая работа учащихся, их трудолюбие и усердие, выработанная в ходе исследовательской деятельности в физико-технической области способствуeт мотивированному выбору технических профессий.
Рассмотрены практические результаты работы НОУ «Эрудит» Тойбохойской средней общеобразовательной школы им. Г.Е. Бессонова за последние 10 лет. Дан анализ динамики поступления в технические учебные заведения. Показана роль исследовательской деятельности в социальном становлении личности выпускника. Это видно в анализе поступления выпускников в учебные заведения.
Поступление учащихся в учебные заведения в 2010-2017 годах
В 2010 году закончили 42 выпускника: поступили в ВУЗы 12, из них в технические учебные заведения 4, поступили в ССУЗы 19, из них в технические 7 человек.
В 2011 году закончили 35 выпускника: поступили в ВУЗы 14, из них в технические учебные заведения 6, поступили в ССУЗы 4, из них в технические 2 человека.
В 2012 году закончили 34 выпускника: поступили в ВУЗы 11, из них в технические учебные заведения 5, поступили в ССУЗы 21, из них в технические 8 человек.
В 2013 году закончили 28 выпускника: поступили в ВУЗы 8, из них в технические учебные заведения 5, поступили в ССУЗы 17, из них в технические 3 человек.
В 2014 году закончили 43 выпускника: поступили в ВУЗы 18, из них в технические учебные заведения 6, поступили в ССУЗы 21, из них в технические 14 человек.
В 2015 году закончили 40 выпускника: поступили в ВУЗы 20, из них в технические учебные заведения 6, поступили в ССУЗы 17, из них в технические 9 человек.
В 2016 году закончили 34 выпускника: поступили в ВУЗы 12, из них в технические учебные заведения 7, поступили в ССУЗы 19, из них в технические 10 человек.
В 2017 году закончили 38 выпускника: поступили в ВУЗы 16, из них в технические учебные заведения 8, поступили в ССУЗы 20, из них в технические 6 человек.
Число учащихся, заканчивающих Тойбохойскую среднюю общеобразовательную школу им. Г.Е. Бессонова в 2010-2017 годах колеблется в пределах от 28 до 42. При этом анализ качественного поступления в учебные заведения имеет вид:
Поступление учащихся в учебные заведения в 2000-2008 годах в процентном соотношении от общего количества выпускников.
В 2012 году: поступили в ВУЗы 11, из них в технические учебные заведения 5, поступили в ССУЗы 21, из них в технические 8 человек.
В 2013 году: поступили в ВУЗы 8, из них в технические учебные заведения 5, поступили в ССУЗы 17, из них в технические 3 человек.
В 2014 году: поступили в ВУЗы 18, из них в технические учебные заведения 6, поступили в ССУЗы 21, из них в технические 14 человек.
В 2015 году: поступили в ВУЗы 20, из них в технические учебные заведения 6, поступили в ССУЗы 17, из них в технические 9 человек.
В 2016 году поступили в ВУЗы 12, из них в технические учебные заведения 7, поступили в ССУЗы 19, из них в технические 10 человек.
В 2017 году: поступили в ВУЗы 16, из них в технические учебные заведения 8, поступили в ССУЗы 20, из них в технические 6 человек.
Исходя из анализов, можно сделать следующие выводы:
Учащиеся, занимавшиеся исследовательской деятельностью
1. Результативно участвуют на научно-практических конференциях всех уровней.
2. У них повысилось качество образования.
3. Сформированы такие качества личности, как коммуникативность, трудолюбие, дисциплинированность, деловитость, пунктуальность, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, способность самостоятельно решать возникающие проблемы и т.д.
4. Более мотивированно, выбирают свою будущую профессию.
5. У выпускников повышается социальная компетентность.
6. Наблюдается жизненная и профессиональная социализация выпускников в условиях цивилизованного рынка.
Литература:
Безрукова В.С. Настольная книга педагога – исследователя./ Екатеринбург: Дом учителя, 2000.