Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников образовательных учреждений СПО
Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников образовательных учреждений среднего профессионального образования
Автор: Симакова Людмила Александровна
ГБПОУ КК ТТКР, г. Тимашевск
Аннотация: В данной статье описана методика адаптации студентов-первокурсников образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Ключевые слова: адаптация, студент.
Тематическая рубрика: СПО.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как ежегодно сотни ребят покидают стены школы после 9-го класса, чтобы получить средне-профессиональное образование и иметь возможность начать свой профессиональный путь.
Следует сразу отметить, что поступление в техникум – это и радостное событие («наконец-то прощай, школа»), и тревожное, связанное с переходом из одного возраста в другой и с изменением ведущего вида деятельности и освоением новой социальной роли. С поступлением в техникум связаны определенные надежды и мечты.
На начальном этапе вхождения в новую роль у вчерашних школьников могут возникнуть сложности, которые проявляются в виде снижения успеваемости, трудностях во взаимодействии с новым коллективом, преподавателями, социализации в целом.
Основными трудностями адаптации являются:
- пробелы в базовых знаниях,
- отсутствие навыков самостоятельной работы,
- неумение контактировать, работать с литературой,
- неустойчивая или низкая успеваемость по учебным предметам,
- недисциплинированность,
- наличие отрицательных эмоций, связанных с вхождением в новый коллектив,
- неопределённость профессиональной мотивации,
- трудности в быту,
- отсутствие совместной деятельности,
- низкий уровень сплочённости в группе.
Одна из важных ролей в адаптации первокурсников наряду с классным руководителем, мастером производственного обучения и другими принадлежит педагогу-психологу.
В своей работе со студентами первых курсов, по преодолению трудностей в адаптации в этом году я использовала не совсем стандартную схему.
Практически с первых дней обучения я провела психологическую диагностику, с целью выявления детей «группы риска», детей имеющих повышенную тревожность или депрессивные состояния, и определения типа темперамента. Так как, знание индивидуальных особенностей студента, на мой взгляд, дает возможность избежать появления дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации к обучению быстрым и психологически комфортным. Для этого я использовала следующие методики:
1. Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М. А. Ковальчук).
2. Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS).
3. Формула А. Белова «Определение типа темперамента», адаптирована А.А. Алексеевой.
Далее по результатам диагностики проводились индивидуальные беседы, в ходе которых выяснялось актуальное психоэмоциональное состояние подростка.
Ещё одним направлением работы в целях успешной адаптации первокурсников были проведенные тренинги на сплочение. Я целенаправленно не использовала тренинги на знакомство в начале учебного процесса, что бы дать детям возможность познакомиться друг с другом самостоятельно, используя доступные средства коммуникации: речь, интернет и т.п.
Тренинг состоял из упражнений на знакомство, на сплочение коллектива и формирование доверия между всеми членами группы:
- упражнение «Визитка»;
- упражнение «Хорошие события»;
- упражнение «Комплимент»;
- упражнение «Кто быстрее?» групповое задание построить фигуру, букву, из участников быстро и четко.
В завершении тренинга обязательна рефлексия, которая помогла многим ребятам раскрыться в коллективе, узнать о них интересные факты, расширить круг общения за счет общих интересов и увлечений.
Подытожим выше сказанное: для успешной адаптации необходимы:
- комплексный подход и активное участие всех участников образовательного процесса;
- дисциплина;
- наблюдение за поведением, изменением психоэмоционального состояния студентов;
- своевременное оказание социально-психологической помощи.
Таким образом, создание психолого-педагогических условий для интеграции студентов в новую социальную роль, учебную среду техникума, для развития личности студентов, актуализация интереса студентов к учебной деятельности, будущей профессии будет способствовать облегчению и сокращению периода адаптации.