Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Система работы учителя физики по выявлению уровня овладения учащимися системой знаний

Дата публикации: 2020-12-10 20:39:39
Статью разместил(а):
Шаповалова Светлана Степановна

Система работы учителя физики по выявлению уровня овладения учащимися системой знаний, умений и способов деятельности

Автор: Шаповалова Светлана Степановна

МОУ "СОШ г. Сенгилея им. Героя Советского Союза Н.Н. Вербина", г. Сенгилей, Ульяновская область

 

Целью проведения мониторинга является отслеживание результатов общеучебной подготовки учащихся. Поэтому, я для себя, как учитель, поставила следующие задачи: определение достижений учащихся по темам изучаемого курса физики; реализация индивидуальных возможностей учащихся; отслеживание результатов учебной деятельности по предмету. Свою систему работы я покажу на примере 10 профильного класса.

Большинство учащихся, которые продолжают обучение в 10 классе, осознанно сделали свой выбор. Итог обучения — сдача ЕГЭ и поступление в ВУЗ. Это ребята, имеющие базовые знания. Поэтому чтобы правильно спланировать и организовать учебную деятельность, надо провести входную контрольную работу, которая позволяет проверить знания физических понятий, явлений, величин, законов, умение решать задачи различного уровня сложности, выражать единицы физических величин в единицах Международной системы, практически применять знания. Подобная проверка обеспечивает индивидуальный подход, позволяет быстро и качественно оценить успехи каждого школьника в овладении знаниями и умениями, соответствующим обязательным требованиям учебной программы по физике.

Входной контроль за курс 9 класса составлен в виде письменного теста в 4 вариантах. Каждый тест содержит 8 заданий: 1-6 задание - тест с выбором ответа, 7 задание - задача с кратким ответом, 8 задание - задача с развёрнутым ответом. Чтобы выявить знания, умения и способы деятельности учащихся раскладываю каждое задание на элементы, из которых складываются действия. Затем определяю «стоимость» каждого задания. Она равна количеству шагов, из которых складывается выполнение задания. По уровням сложности задания делятся: А1-А4 - базовый; А5, А6,В1 - повышенный; С1 - сложный уровень.

После проведения контрольной работы анализирую результаты в  таблице, где отмечаю выполнение заданий каждым учащимся и видна работа класса в целом, которая дает возможность оценить знания, умения и навыки учащихся, выяснить индивидуальные особенности каждого ребенка и его возможности, а так же для того, чтобы правильно спланировать работу на уроке.

Результаты каждой контрольной отслеживаю на диаграмме. После анализа входной контрольной работы планирую коррекционную работу, как индивидуальную, так и в группах. Для «слабых» учащихся составляю индивидуальную карту коррекционной работы, где по ошибкам, сделанным учащимися с в данной работе определяю способы ликвидации пробелов (это консультации, индивидуальная работа, проверка знаний теоретического материала, знание формул, задания на дом и т.д.). Такая работа ценна тем, что даже небольшой успех учащегося не остается незамеченным и развивает мотивацию ученика. 

Для «сильных» учащихся такой лист коррекции поднимает рейтинг оценки «5», т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновать, видеть ошибки.

Для того чтобы объективно оценить уровень знаний, умений и способов деятельности учащихся провожу  промежуточный контроль( устный опрос, диктанты, самостоятельные работы, контрольные по теме). Контроль и учет знаний, умений на этом этапе способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла и их коррекции.

Другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах – это итоговый. Итоговый контроль провожу в конце года, когда систематизируется и обобщается учебный материал.

Проведя сравнительный анализ качества знаний по итогам входного, промежуточного, итогового контроля, делаю вывод: к концу учебного года некоторые ребята по уровню развития знаний, умений и способов деятельности остались на том же уровне , а некоторые  повысили степень обученности. Это можно увидеть на диаграмме составленной в конце учебного года.

В заключении хотелось бы отметить, что главной целью мониторинга, является помощь учителю в выявлении пробелов в знаниях и своевременная их ликвидация.

. . . . .